Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Повышать нельзя. Парламентарии – против увеличения акциза на топливо

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Депутаты Госдумы попросили правительство не повышать акцизы на топливо во избежание роста цен. 

Повышение фискальной нагрузки на литр моторного топлива, которое ожидается с нового года может привезти к резкому росту цен на заправках. Какими еще последствиями грозит повышение акцизов на бензин и дизель – в материале «ФедералПресс».

Подарок под елку

В России дорожает моторное топливо: как свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики, в сентябре текущего года стоимость бензина выросла на 10 % относительно августа, а по сравнению с декабрем 2017 года – на 26, 1 %. Аналогичное положение дел складывается и с дизельным топливом: его стоимость выросла на 4,1 % и 23,1 % соответственно.

В следующем году цены могут вырасти еще: с 1 января 2019 года акцизы на бензин вырастут с 8,213 тыс. до 12,374 тыс. рублей за тонну, на дизельное топливо – с 5,665 тыс. до 8,541 тыс. рублей за тонну.

Складывающееся положение дел вызвало острую реакцию со стороны депутатов Госдумы, проведших в минувшую пятницу итоги парламентских слушаний по госрегулированию ценообразования на горюче- смазочные материалы.

«С 1 января увеличиваются сразу три налога, которые напрямую входят в цену на бензин. Первое – это НДС. Мы посчитали объем повышения цен на бензин – 50 копеек. Налоговый маневр с увеличением НДПИ даст прибавку еще на 1 рубль. Самое главное – это акциз, он примерно 5,5 рубля. То есть в сумме мы рискуем получить 7 рублей за литр, рост цен примерно на 15 %», – отметил в ходе слушаний первый заместитель главы комитета Госдумы по энергетике Валерий Селезнев (его слова процитировал ТАСС).

По мнению председателя комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, пока ситуация с ростом цен на топливо стабилизировалась, но этот хрупкий баланс может нарушить уже в январе повышение акцизов. «Кроме того, увеличивается НДС, что наряду со снижением пошлин создает предпосылки для роста цен на АЗС на фоне возможного роста мировых цен на нефть»,— заявил Завальный. Он отметил, что нельзя допустить увеличения стоимости нефтепродуктов с Нового года, так как «граждане России просто не поймут такого новогоднего подарка» (пишет Коммерсантъ).

Опасный маневр

Потенциальный дефицит топлива на внутреннем рынке является следствием проводимой правительством фискальной политики – так называемого налогового маневра, который действует в нефтяной отрасли с 2014 года. Его смысл сводится к следующему: для нефтяников повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременно понижается экспортная пошлина. Помимо усиления нагрузки на нефтедобывающие компании, налоговый маневр на фоне роста международных котировок на нефть и продукты и ослабления курса рубля приводит к повышению цен на нефть и нефтепродукты на российском рынке.

Доходы же от реализации нынешней фискальной политики, естественно, получает бюджет: в ближайшие годы правительство собирается получить за счет налогового маневра 1 трлн рублей. Однако в жертву приносится целая отрасль российской экономики – нефтепереработка. Фактически мы имеем дело с последовательным системным стимулированием сокращения переработки объемов «черного золота» в пользу максимизации его экспорта. При этом завершение налогового маневра предусматривает введение обратного акциза на перерабатываемую нефть.

Уменьшение экспортных пошлин на нефть уже привело к тому, что перерабатывать сырье в России в большинстве случаев стало нерентабельно. Хотя надо сказать, что предприятия, которые успели завершить модернизацию и характеризующиеся высоким уровнем выхода светлых нефтепродуктов, в текущих условиях, могут быть рентабельны.

Рост НДПИ при этом сопровождается ростом акцизов, хотя налоговый маневр предполагал, что каждый раз с повышением НДПИ акцизы будут снижаться, чтобы не росли внутренние цены на топливо. Однако в реальности акцизы не только не падали, но и повышались каждый год в период реализации налогового маневра. До июня, когда правительство было вынуждено экстренно принять меры по сдерживанию цен на автомобильное топливо, акциз составлял около 11 тыс. рублей за тонну бензина и 7 тыс. рублей за тонну дизельного топлива. Если бы маневр реализовывался, как изначально было задумано, акциз был бы 4–4,5 тыс. рублей на бензин и 2,5 тыс. рублей на дизельное топливо.

Нефтяная каша очень горчит

Опасения участников топливного рынка разделяют не только в Госдуме, но и в Счетной Палате. По мнению ее представителей, планируемое с 1 января 2019 года повышение акциза на бензин в 1,5 раза может привести к резкому росту цен на топливо и потребовать дополнительных компенсационных и сдерживающих мер, помимо предусмотренных в рамках налогового маневра в нефтяной отрасли. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже предложила сохранить акцизы на бензин и дизель на текущем уровне, Минфин и Минэнерго России заявили, что рост цен на бензин будет в пределах инфляции, не ждет резкого скачка цен и Центробанк.

«Правительство продолжит свою налоговую политику и продолжит сталкивать интересы коммерческих нефтяных компаний и граждан страны - отмечает экономист Никита Кричевский. Первоначально за все 6 лет налогового маневра правительство намеревалось получить дополнительно 1,6 трлн рублей дополнительных доходов. Так вот, только за этот год с учетом того, что цены на нефть сильно не снижаются и не собираются снижаться в обозримой перспективе, только за один год правительство может дополнительно получить от налогового маневра порядка 3 трлн рублей. Вот говорят, бюджет захлебывается от денег. Вот откуда эти деньги: 1,6 трлн рублей за 6 лет и 3 трлн рублей только за год уходящий. И одновременно мы сталкиваемся с тем, что увеличиваются акцизы, а что такое увеличение акциза? Это прямой рикошет на все розничные цены. Дело в здравом смысле, которого ни у правительства, ни у других структур федерального уровня сегодня просто нет. Есть какая–то узкобюрократическая возня «чем будет хуже, тем мне будет лучше». Но в итоге пострадают–то все: и те, кто заваривал эту кашу, и все мы – потребители», – констатировал Кричевский.

Акцизы ложатся тяжелым бременем на нефтепереработку и приводят к росту отпускных цен на внутреннем рынке. В сложившейся ситуации для стабилизации цен на моторное топливо необходимо как минимум не повышать ставки акцизов.

По информации ФАС, доля налогов в цене каждого проданного литра увеличивается из года в год и сейчас составляет около 65 %. Это подтверждают и данные Российского топливного союза.

Несмотря на сложившуюся в результате изменений в фискальном регулировании ситуацию, обеспечивающую низкую маржу нефтепереработки для внутреннего рынка, компаниям необходимо вкладывать значительные средства в модернизацию производства. А это - триллионы рублей.

Учитывая расходы на переработку, совершенно очевидно, что реализация топлива не приносит нефтяникам сверхдоходов. При этом таможенные пошлины на нефтепродукты продолжают снижаться: в 2014 году пошлина на вывоз бензина составляла 330 долларов за тонну, а сейчас она составляет 38 долларов, проще говоря в 9 раз ниже. С начала текущего года мировые цены на нефть сорта Brent выросли в среднем на 14 долларов на баррель, что в условиях укрепления курса доллара привело к резкому повышению рыночной стоимости нефти на внутреннем рынке России – на 38 % и увеличило привлекательность экспорта моторного топлива в среднем на 45 %.

Особенности государственного подхода

В среднем премия при поставках за рубеж по сравнению с продажами на внутреннем рынке равнялась 5,4 тыс. рублей за тонну бензина марки Аи–95 и 7,8 тыс. рублей для дизельного топлива. Всё это стимулирует частные нефтяные компании расширять экспорт.

Основная причина для возникновения локального дефицита на внутреннем рынке – резкий рост экспорта бензинов некоторыми участниками рынка, которые используют любую возможность, чтобы увеличить выручку. Экспортные поставки бензина всеми участниками рынка в период с января по август текущего года увеличились почти в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (1,8 млн тонн), при этом объем производства бензинов вырос всего на 3,1 %. Такая динамика ведет к снижению предложения на рынке нашей страны и, как следствие, – подъему цен.

Компании с государственным участием в силу своих обязательств ориентированы на внутренний рынок. По данным ЦДУ ТЭК, наименьшая доля экспорта от общего объема производства бензина у «Роснефти» – 2,6 % (это – поставки топлива по долгосрочным контрактам со странами Ближнего зарубежья, а также в рамках межправительственных соглашений). В то же время у «Лукойла» она составляет 3,8 %, у «Газпром нефти» – 7,8 %, у «Сургутнефтегаза» – 25,9 %, а у ТАИФа она составляет 45,8 %.

В январь–августе 2018 года экспортные продажи «Лукойла» выросли +67 %, «Газпрома» (с учетом «Газпром нефтехим Салават») – на +52 % и ТАИФа – на 1100 %. Кроме того, с этого года поставки на экспорт начал осуществлять «Сургутнефтегаз», который стал одним из лидеров по этому показателю.

Важным элементом рынка является также реализация топлива на бирже (4,7 млн тонн продано в январе–августе при росте на 2,5 %). Однако не все компании выполняют нормативы биржевых поставок. Исключение составляет, например, «Роснефть». Крупнейший российский производитель с января по август текущего года реализовал в ходе основной торговой сессии – в среднем 23 % от производства автобензинов при нормативе 10 %. Доля биржевой реализации дизельного топлива за аналогичный период равнялась в среднем 9 % от объема производства при нормативе 5 %.

Как решить проблему

У правительства есть несколько рычагов влияния на бензиновый рынок: налоги, курс национальной валюты, вывозные таможенные пошлины. Ранее многие российские регионы, не имея своей нефтепереработки, завозили бензин и дизельное топливо от соседей. Это было выгодно. Сейчас это невыгодно, импорт моторных топлив равен нулю, поскольку в России самые низкие цены на бензин и дизель в Европе.

Чтобы остановить бесконтрольный поток нефтепродуктов, идущих за рубеж, можно было бы ввести квоту на экспорт, с помощью регулятора ограничить экспортные поставки лишь теми объемами, которые прописаны в межправительственных соглашениях и долгосрочных стратегических контрактах. Однако и это временная мера. Для устранения дефицита на топливном рынке необходимо полностью пересмотреть фискальную политику Минфина.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.