Сегодня тарифы на электроэнергию для населения гораздо меньше, чем для фабрик и заводов — это называется перекрестным субсидированием. В итоге предприятия не могут увеличить выпуск продукции, поскольку в ее себестоимости сидят энерготарифы, по той же причине и для населения экономия условная, ведь свои энергозатраты производители закладывают в цену товара. Но, как считает генеральный директор компании En+ Development Владимир Кирюхин, если уйти от подобной практики и ввести «энергопаек» для населения, то промышленность начнет расти и одновременно будут стимулироваться энергосбережение. Более подробно - в материале «ФедералПресс».
Уход от перекрестного субсидирования в электроэнергетике и социальная норма потребления электричества для населения – вот два ключевых вопроса уже не первый год волнующие умы в министерствах и правительстве нашей страны. Перекрестное субсидирование тормозит развитие электроэнергетики и предприятий, которые вынуждены переплачивать за низкие цены для граждан. Если исключить перекос ценообразования в энергетике, темпы промышленного роста могли бы увеличиться вдвое – до 7% ежегодно, дав регионам новые рабочие места и налоговые поступления.
По словам Владимира Кирюхина, генерального директора компании En+ Development, парадокс в том, что хотя вся энергоотрасль функционирует на рыночных принципах, тем не менее государственное регулирование остается.
«Пример с абстрактными цифрами: себестоимость производства и передачи электроэнергии для промышленных предприятий равняется 4 рублям, соответственно, для населения и организаций социальной сферы она составляет 8 рублей. Но платят совершенно наоборот, - отметил Владимир Кирюхин. - В конечной цене на электроэнергию стоимость услуг по ее передаче превышает 60%, и, по сути, это оплата за поддержание в работоспособном состоянии всего электросетевого комплекса России, протяженность которого равна 2,5 млн км, и из них более 80% - это распределительные сети, которыми промышленность не пользуется и в идеале не должна за их использование платить, но на сегодняшний день она платит».
При этом, по словам Владимира Кирюхина, энергетики от «перекрестки» не страдают: они получают всю свою необходимую валовую выручку. Перекрестное субсидирование – лишь перераспределение платежей потребителей.
Система, при которой оплата расходов потребителей электроэнергии категории «население» за счет «прочих» сложилась еще в 1990-е годы, когда власти опасались активного недовольства граждан и бунтов на волне смены режимов и экономических передряг. В советские времена, наоборот, предприятия платили в два раза меньше, чем граждане. Сейчас тарифы для населения ниже – в отношении них действует коэффициент 0,8.
С точки зрения экономики «перекрестка» оказывает медвежью услугу всем сторонам: дополнительные расходы производитель вынужден закладывать в цену товара, что разгоняет инфляцию и снижает конкурентоспособность экспортеров на внешних рынках. В итоге россияне все равно оплачивают существующую в тарифах разницу из своего кармана.
По данным Минэнерго РФ, объем перекрестного субсидирования в 2017 году (по сравнению с 2012-м) вырос на 67% - до 368 млрд рублей, а к 2022-му его уровень прогнозируется уже в размере 417 млрд рублей. Напомним, принятая еще в 2013 году Стратегия развития электросетевого комплекса РФ, напротив, определяет цели по снижению объема «перекрестки» до 50 млрд рублей в текущих ценах к 2022 году.
В правительстве также понимают несправедливость подобной ценовой дискриминации потребителей. Недавно вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий промышленность и ТЭК, поддержал предложения Минэнерго и Минэкономразвития РФ о введении соцнормы электропотребления и новых соответствующих тарифов.
Согласно схеме градации тарифов для населения, которую окончательно должны проработать к 15 января 2019 года, социальная норма для домохозяйства (квартиры) будет установлена в размере 300 кВт-ч в месяц, в этих рамках электроэнергия будет оплачиваться по привычным для каждого региона базовым тарифам. При превышении потребления за 500 кВТ-ч тарифы вырастут до «экономически обоснованных». По словам заместителя министра энергетики Вячеслава Кравченко, в предлагаемую социальную норму потребления электроэнергии в 300 кВт-ч ежемесячно укладываются 93−95% физических лиц.
Новые тарифы, основанные на нормах потребления, должны выровнять льготы и убрать их там, где они необоснованны, пояснил Дмитрий Козак. Он подчеркнул: для населения тарифы все же должны быть льготными, но «до определенного предела», в конечном счете нововведения почти не отразятся на плате за ЖКХ для обычных граждан.
«Сейчас случается, что кто-то у себя дома организует производство, либо содержит огромные виллы, но платит при этом как обычный гражданин. И делает это за чужой счет», - подчеркнул вице-премьер.
Эксперты отмечают: необходимы мероприятия по стимулированию энергоэффективности, в том числе сокращению потребления электроэнергии на отопление. Ведь в стране уровень газификации до сих пор остается на отметке 68%, причем в сельской местности не достигает и 60%. А ведь стремясь сохранить нерыночные тарифы для граждан регионы приходят к тому, что ускоренными темпами растут тарифы для юридических лиц, в том числе сельхозпроизводителей.
Владимир Кирюхин полагает, полная ликвидация «перекрестки» не слишком ударит по региональным бюджетам, увеличив их расходную часть всего на 2-4%. Особо нуждающимся регионам может быть оказана поддержка из федеральной казны, как, например, это произошло в Мурманской области, которой для субсидирования льготных тарифов на тепло для населения выделили 3,3 млрд. рублей.
«При этом мы понимаем, что реальный рост благосостояния населения не может быть обеспечен за счет льгот и субсидий - его может дать только развитие промышленности и рост экономики, - говорит Владимир Кирюхин. - Регионы тоже не должны приходить и кричать, что у них забирают последнее, а решать эту проблему комплексно. Они это понимают: субсидирование низких тарифов в итоге не приведет к желаемому результату. А вот когда мы снимем дополнительную нагрузку с промышленных предприятий, тем самым мы сможем обеспечить рост производства на этих предприятиях, создание дополнительных рабочих мест, дополнительное поступление налогов в бюджеты всех уровней. И тогда уже не будет необходимости обеспечивать население дополнительными субсидиями».
Все как в известной притче: хочешь помочь голодному: дай ему не рыбу, дай ему удочку. Безусловно, указывают специалисты, вопрос с перекрестным субсидированием нужно решать постепенно, с учетом интересов всех категорий потребителей. На этот счет правительство готовит проект государственного субсидирования, которое заменит «перекрестку». В любом случае необходимость экономического «рывка» и задача повышения темпов роста выше общемировых не оставляют другого выбора, кроме изменения системы в отрасли.
Фото: pixabuy.com