Top.Mail.Ru
Экономика
Челябинская область
0

В самом грязном городе Урала строят уникальный речной канал

Жители Челябинска и соседних районов через год-два смогут пить более чистую воду. Избавить ее от вредных веществ, и прежде всего металлов, поможет новое гидротехническое сооружение – обводный канал. На его строительстве побывал корреспондент «ФедералПресс».

Речной перекресток

Близ города Карабаш, который называют центром экологического бедствия, несмотря на наступившее похолодание, идет активное строительство обводного канала. По нему уже в начале следующего года планируется пустить русло реки Сак-Элга.

Сейчас она маловодная, проходит по загрязненным землям рядом с промышленным гигантом по производству меди. Тяжелые металлы воды реки несут через цепочку озер в Аргазинское водохранилище, а оттуда – в Шершни. Из Шершневского водохранилища после прохождения через очистные сооружения жидкость попадает в дома южноуральцев. Построить обводный канал в Карабаше планировалось на протяжении нескольких десятилетий, однако деньги, а это порядка 200 миллионов рублей, были выделены на грандиозный проект только в прошлом году.

«Этот обводный канал необходим для того, чтобы отделить грязный сток реки, который идет через Карабаш, впадает в реку Киалим, далее в Аргази, куда ежегодно попадает порядка 12 тысяч тонн вредных веществ, а это соли тяжелых металлов, которые ухудшают качество воды, – прокомментировал начальник управления экологического просвещения и работы с гражданами Министерства экологии Челябинской области Виталий Безруков. – Создается отстойник, в котором будут скапливаться остатки реки Сак-Элга, а также дождевых стоков и таяния снега. Здесь будут высажены определенные виды растений, которые станут естественным фильтром для аккумуляции вредных веществ и тяжелых металлов». Безруков также уточнил, что загрязняющие вещества в Аргазинском водохранилище накапливались порядка ста лет, поэтому оценить точный уровень его поражения сейчас сложно, этим в будущем должна заняться специальная проектно-исследовательская организация.

Сегодня в Карабаше проект реализовывается сразу в два этапа. На первом строится вододелительный отвод. По одному бетонному желобу вода будет направляться в Карабаш и его пруды, по другому – напрямую в Челябинск. Потоки можно будет регулировать вручную, открывая или прикрывая тот или иной желоб.

«Мы берем реку Сак-Элга и разделяем ее на два направления: одно на Большие Барны, другое на подпитку городского пруда. Основной поток будет направляться в обход города Карабаша, – рассказал заместитель директора компании-подрядчика «Геострой» Андрей Филиков. – Работы заканчиваем. Будем приглядывать за этим сооружением, потому что тут есть металлоконструкции и щебень, который могут разграбить».

Пройдя через этот бетонный перекресток, река будет попадать в специально вырытый среди скал тоннель. Этот канал тянется на 1,2 километра, а в высоту достигает шести метров, а местами и более.

На первом этапе строительства возведены и три переезда, один из которых станет частью существовавшей до реконструкции дороги, два другие будут техническими – для переправы сотрудников организации по обслуживанию канала. Все работы здесь практически полностью выполнены, объекты вот-вот будут готовы к принятию воды. Ее аккуратно «поместят» в новое русло, которое не слишком сильно изменит ход течения, но при этом пройдет по чистой земле.

«Выполнены изыскания, по которым мы сформировали новое русло. Река пойдет по бетонному основанию, потом у нас есть земляной канал с дамбами, – поделился подробностями Андрей Филиков. – Река пойдет по рельефу естественным путем, без перекачки насосами. Возле дамбы будет насыпь, сделаем бетонный замок, дальше будет задействован водоприемный канал. Движение воды будет обеспечено перепадом высот».

Металлы выпадут в осадок

Второй этап строительства – самый крупный по площади. На территории 80 гектаров выкопали и укрепили своего рода котлован, в котором будет накапливаться вода. Металлы здесь будут оседать, а чистая вода – подниматься и проходить далее по естественной системе сообщения озер.

Для строительства новых объектов компания-подрядчик использовала грунт, который здесь же выкапывала в ходе углубительных работ. На части земель рос лес, в основном уже погибший от воздействия неблагоприятных для экологии факторов, то есть от последствий промышленного производства меди. Если восстановление леса не было прописано в договоре (он был продан по торгам министерства имущества и природных ресурсов региона), то вот с самой рекой ситуация сложнее: подрядчика обязали восстановить популяцию рыб, то есть выпустить мальков. Эту работу уже проверила прокуратура и, по словам представителя компании, нарушений не выявила. Кстати, эксперты от экологии говорят, что по новому обводному каналу будет идти настолько чистая вода, что в ней можно будет разводить даже форель.

Глава Карабашского городского округа Олег Буданов признался, что перед началом реализации проекта местное население высказывало сомнения относительно его актуальности. Помогло министерство экологии региона: местным жителям ответили на все волнующие вопросы.

«Был у нас нюанс с военным городком: руководство до конца не понимало суть, было опасение, что система водоемов Малый и Большой Барны пострадают от строительства обводного канала. После разъяснений все поняли, что эти меры помогут улучшить ситуацию, что в дальнейшем это позволит осуществить действия по рекультивации непосредственно территории Карабаша – очистить устье реки Сак-Элга. Для того чтобы вести работы в пойме реки, нужно выводить чистый сток. Это первый шаг для восстановления нарушенных земель», – рассказал Буданов.

Отметим, Сак-Элга для самого Карабаша не является питьевым источником. Этот город в свою очередь является главным транзитным узлом на пути от Уральских гор до Аргазинского и Шершневского водохранилищ.

Фото: ФедералПресс / Елена Мицих.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.