Начиная со следующего года, власти ЯНАО собираются изменить систему налогообложения для автомобилистов. Сейчас льготы по транспортному налогу имеют все владельцы авто мощностью до 150 лошадиных сил. При этом ставки налога для мощных машин снижены в два раза. Такая система почти не менялась с 2010 года. Теперь ее хотят реформировать и сделать льготы в рамках налога адресными. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Суть нововведений
Суть изменений транспортного налога на Ямале состоит в том, что с 2019 года с каждого владельца авто мощностью до 150 лошадиных сил будет взиматься 30 % от ставки. Также предполагается увеличить ставку для автомобилей мощностью свыше 250 лошадиных сил. Однако эти сборы не будут всеобщими. По задумке властей, будет действовать ряд исключений.
Во-первых, льготные категории жителей Ямала будут полностью освобождены от транспортного налога. К таким категориям относятся многодетные семьи, инвалиды, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, пенсионеры и граждане предпенсионного возраста, ветераны ВОВ, пострадавшие от радиации, а также в ходе боевых действий ямальцы и другие.
Вторая поблажка коснется тех ямальских автомобилистов, которые не имеют льгот, и при этом владеют транспортом мощностью не более 100 лошадиных сил. Они будут выплачивать лишь треть от установленного размера налога. В год сумма не превысит 450 рублей. Это существенно ниже, чем, к примеру, в Москве – столичные владельцы такой категории авто выплачивают 1,2 тыс. рублей.
Больше всех придется отдавать в бюджет хозяевам самых мощных авто на Ямале – от 250 лошадиных сил. Для них сумма выплат составит от 25,1 тыс. рублей в год. Для сравнения, москвичам приходится платить государству около 37,5 тыс. рублей. Также на Ямале существует налоговая надбавка для тех, кто владеет не только мощным, но и дорогим автомобилем. В случае, если его цена превышает уровень в 3 млн рублей, к налогу будет добавлен повышающий коэффициент (от 1,1 до 3). При расчете надбавки учитывается также год выпуска машины. Минпромторг ежегодно формирует список таких авто и публикует у себя на сайте.
Справедливая нагрузка
Изменение фискальной транспортной системы вызвала опасения у ямальских парламентариев. Так, депутат заксобрания ЯНАО Иван Вершинин справедливо отметил, что «для северян транспорт не роскошь, а средство передвижения». На Ямале не развита транспортная схема, а сообщение между многими населенными пунктами, как правило, происходит по так называемым зимникам – колее, укатанной по замерзшей почве и снегу. В таких условиях многие ямальцы пользуются внедорожниками, а не маломощными машинами. Возникает вопрос: насколько сильно повышение налога ударит по кошелькам людей?
Согласно данным налоговой статистики, сейчас 82,5 % автовладельцев ЯНАО – льготники. Всего на территории округа зарегистрировано 147,7 тыс. владельцев машин. Из них льготы предоставляются 121,8 тыс. человек.
При этом, напомним, действующая льгота является всеобщей – круг льготников не зависит от материального положения. В этот круг попадают и вполне платежеспособные граждане – ведь цена авто мощностью до 150 лошадиных сил может превышать существующую планку в 2 млн рублей.
Власти подчеркивают, что реформа транспортного налога соответствует принципу справедливости. Она не затронет уязвимые слои населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, и многие другие). Преимущественно нововведение коснется именно платежеспособных граждан, которые пользуются мощными (свыше 250 лошадиных сил) машинами.
Отметим, многие популярные у жителей отдаленных частей Ямала внедорожники имеют мощность не более 150-200 лошадиных сил. Среди них, например, «УАЗ Хантер» – до 128 лошадиных сил, «Нива Шевроле» – до 122 лошадиных сил, «УАЗ Патриот» - от 114 до 135 лошадиных сил в зависимости от модификации. Для хозяев таких авто нагрузка останется умеренной. Изменения не затронут владельцев авто от 150 до 200 лошадиных сил. Для этой категории граждан налог останется прежним.
Собранные средства вернутся с отдачей
Транспортные налоги граждан идут в бюджет дорожного фонда округа. За последние три года сумма сборов составила 2,4 млрд рублей.
За счет этих средств осуществляется содержание и ремонт дорог. На Ямале их суммарная протяженность составляет 1,273 тыс. км. На эти же деньги содержатся 800 км автозимников, а также строится участок трассы Надым – Салехард.
Транспортный налог останется источником развития дорожной инфраструктуры Ямала и впредь. Вся сумма полученных дополнительно сборов (по данным разработчиков проекта, она составит 92 млн рублей) пойдет на скорейшее строительство дорог. В результате это позволит снизить необходимость в мощных автомобилях и уменьшить количество зимников, обращают внимание власти округа.
Фото: nalog.ru, ФедералПресс / Евгений Поторочин,ФедералПресс