Депутаты Законодательного собрания Кировской области в очередной раз недовольны результатами работы Фонда капитального ремонта. В 2018 году фонд выполнил только треть годового плана по ремонту домов, хотя раздул штат до 48 человек и за счет бюджета привлекал к работе сторонние организации. Руководство фонда называет проблемы, мешающие его работе, объективными, депутаты – системными. Подробности – в материале «ФедералПресс».
По объективным причинам
О проделанной в 2018 году Фондом капитального ремонта работе комиссии по промышленности областного парламента рассказал его гендиректор Михаил Кузьмин. Оптимистичными эти результаты назвать сложно: из 790 запланированных к ремонту домов работы закончены только на 290. По 8 % домов до сих пор не заключены контракты на ремонт, а по 5 % еще не готова проектно-сметная документация. Продолжаются работы в 68 домах, которые входили в планы ремонта прошлых лет. Есть среди них те, которые должны были быть отремонтированы еще в 2015 году.
По словам Михаила Кузьмина, не лучшим образом складывается и ситуация с платежами. За год долги кировчан по капремонту выросли на 18 % и составили 734 млн рублей. По словам Кузьмина, реализации программы в регионе мешают объективные причины: задержки сроков согласования и подписания проектно-сметной документации, низкая квалификация сотрудников подрядных организаций, а также отказ собственников пускать рабочих в помещения.
Из года в год
Депутатов объяснения гендиректора Фонда капремонта не устроили. Они усомнились в том, что проблемы являются объективными, поскольку ситуация с капремонтом не меняется уже несколько лет. Вице-спикер областного заксобрания Владимир Костин обратил внимание на тот факт, что штат фонда за последние годы вырос с 11 до 48 человек. При этом в проекте бюджета на обеспечение деятельности фонда заложено 53 млн рублей. Столько на свою работу закладывает не каждое министерство, подчеркнул Костин.
«Год назад эту проблему обсуждали, и вы говорили, что жители не допускают к ремонту, что низкая собираемость, – напомнил Костин. – А вы не думаете, что причины этих проблем кроются в низком качестве работы, причем работы не только подрядчиков, но и вашей? Из отчета видно, вы привлекаете к взысканию денежных средств подрядную организацию. Я так понимаю, что мы за все это из областного бюджета заплатим. Что касается организации работ, то рядом с правительством области шел ремонт фасада дома – мы замучились обращаться во все организации, чтобы оттуда после завершения работ хотя бы вывезли мусор».
Михаил Кузьмин подтвердил, что штат составляет 48 человек и бюджет выделяет на обеспечение их работы более 50 млн рублей, но подчеркнул, что количество сотрудников с прошлого года не выросло. Все расходы, пояснил Кузьмин, тщательно проверены и соответствуют функциям фонда.
«Не все дома сданы, но 95 % из них законтрактованы, причем это было сделано еще в первом полугодии. Да, есть проблемы с подготовкой проектной документации. Но если она по пять раз возвращается на доработку, то о каком соблюдении сроков можно говорить? – сетовал глава фонда. – Подрядная организация по взысканию долгов привлекалась, но больше не работает, этим занимаются сотрудники фонда».
На вопрос депутатов о том, как он оценивает работу коллектива, Кузьмин назвал деятельность фонда удовлетворительной, заверив, что «сотрудники работают нормально».
«Знаете, почему-то все время идут обращения граждан, по одному из телеканалов недавно был показан сюжет, где работники срезали батареи и оставили подъезд без тепла. Это удовлетворительная работа, вы считаете? Ну, собрали вы деньги, и что? Вы же израсходовать их с толком не можете!» – возмутился депутат Федор Киселев.
Министр энергетики и ЖКХ Игорь Редькин в ответ заверил, что большая часть проблем возникает из-за проектировщиков, которые сейчас делают свою работу из рук вон плохо.
«Почему у нас ремонт плохого качества? Потому что у нас плохая проектно-сметная документация, – объяснил министр. – Новая техническая политика, над которой мы работаем, поставит все организации, которые выполняют проектные работы, в определенные рамки, где будет прописано, из какого материала и как делается тот или иной объект ремонта. А не как сегодня, когда материалы меняются на более дешевые, делаются не все виды работ, которые мы хотим видеть».
Нет системы
Вице-спикер заксобрания Роман Титов напомнил, что фонду еще полтора года назад было поручено разработать подходы к ремонту домов, которые являются объектами культурного наследия. Исторические дома, напомнил Титов, из программы капремонта исключены, но в них живут люди. Сносу эти дома не подлежат, но и не ремонтируются.
Редькин пояснил, что сложности создает предельная стоимость по видам работ. Простой по архитектуре исторический дом можно отремонтировать в рамках капремонта, но объекты со сложными фасадами в суммы, предусмотренные на ремонт, не уложатся. Редькин предложил привлекать к обновлению таких домов внебюджетные источники.
«Съездите на Ленина, 41. Никто из инвесторов этот дом никогда не возьмет и не будет в него вкладываться, – возразил Роман Титов. – Вопрос давно висит, и если решения не будет, то мы с коллегами в ближайшее время выйдем с поправками и обяжем вас это сделать. Страдает огромное количество людей, а ситуация годами тянется».
Титов также попросил при проектировании домов в одном квартале работать в единой стилистике.
«Есть три пятиэтажки на улице Калинина – это выглядит как полная партизанщина. Мне кажется, использовать единый подход можно и нужно, чтобы дома выглядели одинаково, а не как в песне – «я тебя слепила из того, что было».
Депутат Дмитрий Сергеев обратил внимание на недопустимость ситуации, когда одна и та же организация является подрядчиком и осуществляет технический надзор за работами, то есть фактически получает плату за контроль над самой собой. Такие случаи в Кирове уже встречались. Кузьмин пояснил, что тоже считает такую ситуацию недопустимой, но пока у фонда нет юридической возможности отказать подрядчику одновременно заявляться на эти два вида работ.
Своеобразный итог встречи подвел депутат Владимир Бакин. Он напомнил, что примерно год назад они уже обсуждали работу фонда капитального ремонта и разговор был «один в один», причем с теми же ссылками на объективные причины неисполнения плана и низкого качества работ.
«Это системная проблема. А если система не преодолена, то это будет повторяться всегда. Проблемой системы является отсутствие или низкая квалификация проектировщиков, подрядные работы низкого качества, отсутствие технического надзора, – резюмировал Бакин. – Мы при капремонте выполняем только те работы, которые лежат на поверхности: фасады, лифты и кровли. Что же касается внутренних коммуникаций, то тут примеров почти нет. Вы говорите, что люди не пускают рабочих в квартиры, но такого быть не должно. В соглашениях нужно прописывать, что недопуск в квартиры влечет за собой исключение дома из плана ремонта и перенос его на следующие периоды. Что касается проектов, то применительно к ним у нас не должно быть понятия «некачественный», мы ведь не космодромы ремонтируем».
При этом Бакин отметил, что может понять жителей, которые не спешат открывать двери подрядчикам. По его словам, рабочие зачастую используют «варварские методы» работ.
«Что делает наше министерство за год? Ничего. Что делает фонд капремонта: составляет план, собирает деньги и приглашает шабашников», – подвел итоги работы ведомств Бакин, но тут же подчеркнул, что он «на их стороне» и готов помочь в решении вышеназванных проблем.
В итоге депутаты решили принять информацию к сведению и рекомендовать правительству усилить контроль за работой фонда капремонта.
Фото: Законодательное собрание Кировской области, ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Майорова