Top.Mail.Ru
Экономика
Алтайский край
0

Избыточная материальная база «Бирюзовой Катуни». С неэффективной ОЭЗ хоть имиджа клок?

Официально власти Алтайского края никак не отреагировали на решение Счетной палаты России включить ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» в список из десяти неэффективных особых экономических зон. Аудиторы, которые впервые за 10 лет провели серьезную проверку зоны, выяснили, что у ОЭЗ сформировался довольно крупный кусок материальной базы, которая никак не эксплуатируется из-за низкой посещаемости ее объектов. Все это происходит на фоне сообщений о том, что туристический поток на Алтае растет из года в год, превысив двухмиллионную отметку. Туроператоры считают, что избыточная материальная база зоны была создана из-за завышенных ожиданий местных властей, но признают, что в целом появление ОЭЗ позитивно повлияло на туристический имидж региона. Подробности – в материале «ФедералПресс».

«Избыточная инфраструктура, несоответствующая реальным потребностям»

О том, что «не все так ладно в королевстве» особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», которая была создана в 2007 году, подозревали давно. Слишком часто и подробно власти Алтайского края распространяли о ее деятельности позитивную информацию. Но в мае нынешнего года стало известно, что Счетная палата РФ провела проверку ОЭЗ. Из скудных сведений, которые просочились в прессу, стало понятно, что десятилетние итоги деятельности «Бирюзовой Катуни» оказались не столь радужными, как их подавали краевые власти.

Гром грянул около месяца назад, когда стали известны итоги проверок всех 25 российских особых экономических зон, по итогам которых «Бирюзовая Катунь» была включена в десятку неэффективных. Аудиторов Счетной палаты РФ особенно не порадовал тот факт, что на 4,2 млрд рублей федеральных инвестиций алтайская зона привлекла только 900 млн рублей. Но больше всего проверяющим не понравилось, что за десятилетие вокруг ОЭЗ была создана избыточная инфраструктура, которая совсем не соответствовала реальным потребностям особой экономической зоны.

Так, в частности, в «Бирюзовой Катуни» за 382,7 млн рублей были построены канализационно-очистные сооружения, которые были способны обслуживать 12 тысяч человек. Однако эксплуатировать их, рассчитанных на объем стоков в 80 куб. м в сутки, было невозможно, поскольку количество людей, находящихся на объектах зоны, не превышало 700 человек. Из-за малого объема водопотребления не было возможности эксплуатировать построенный за 153,5 млн рублей подземный водозабор, запуск которого, по оценкам специалистов, привел бы к застаиванию воды. Счетная палата выяснила, что в результате потребности в водоснабжении и водоотведении обеспечивались инфраструктурой, существовавшей до момента создания ОЭЗ.

Кроме того, специалисты также выявили другие объекты избыточной материальной базы «Бирюзовой Катуни». Выяснилось, что в ОЭЗ оказался законсервирован полигон утилизации твердых бытовых отходов за 26,6 млн рублей, а водозабор для оснеживания горнолыжных трасс, на который потратили 57,6 млн рублей из-за отсутствия горнолыжного курорта, был просто не востребован. Это не считая того, что часть недостроенных объектов «Бирюзовой Катуни», как оказалось, предоставлялась третьим лицам без разрешений на ввод в эксплуатацию.

Обнародованная информация звучала в диссонансе с сообщениями о росте туристического потока на Алтай. Утверждалось, что с 2005 года, когда край посетило 500 тысяч туристов, этот показатель увеличился более чем в четыре раза, достигнув отметки в 2,1 миллиона человек. Тренд, связанный с ростом туристического потока, подтверждали данные нынешнего года, когда было зафиксировано, что турпоток по сравнению с показателями прошлого года уже увеличился на 10,6 %.

«Производит сильное впечатление на туристов»

Власти Алтайского края пока вообще никак не комментируют данные, полученные Счетной палатой России, что, наверное, можно объяснить сменой губернатора. Однако местные туроператоры полагают, что избыточная материальная база ОЭЗ возникла из-за слишком амбициозных планов властей, на поводу которых пошли проектировщики зоны.

«Скажу, что у нас как у коммерческих организаций все туристические потоки, которые, как правило, формируются из других сибирских регионов, уже давно просчитаны, в связи с чем на их увеличение может повлиять не так много факторов, – сообщил Сергей Зяблицкий. – Если на сегодня в районе Нижней Катуни существует 1500–1800 мест размещения, то на каком основании можно планировать создание инфраструктуры на 6 тысяч мест? Для того, чтобы обслуживать такой туристический поток, нужно просто под корень ликвидировать в округе уже существующую инфраструктуру».

Мысль о том, что изначально при планировании были некорректно заложены данные о потенциальном туристическом потоке, поддерживает директор фирмы «Алтайтурист» Наталья Гордеева. В то же время, по ее мнению, в самом начале проекта никто не оценил, что туристический бизнес в условиях Сибири имеет ярко выраженный сезонный характер. «В Горном Алтае только-только начинает развиваться горнолыжная составляющая, – отметила Наталья Гордеева. – Но при этом надо помнить, что сам туристический бизнес является довольно низкомаржинальным: вложений в капительное строительство приходится сделать немало, а окупать вложения приходится довольно долго».

b4ef8c4f4cef357e26712d451d670118.jpg

В то же время туроператоры Алтая считают, что инвестиции в «Бирюзовую Катунь» дали положительный эффект. По их мнению, создание искусственного озера в «Бирюзовой Катуни», которое было построено для того, чтобы регион попробовал сыграть в сегменте пляжного туризма, дало свой положительный эффект. «Может быть, сегодня озеро посещает не так много туристов, как раньше, – отметила директор туристической компании «Арго» Ирина Слесарева. – Зато теперь практически каждая приличная туристическая база старается обзавестись собственным бассейном».

Кроме того, считает Ирина Слесарева, сам факт существования обустроенной ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» имеет серьезное позитивное значение. «Она сама по себе производит сильное впечатление на туристов, – отметила директора компании «Арго». – Особенно это заметно по тем, кто приезжает на Алтай из центральной России, не ожидая увидеть ничего подобного».

Впрочем, почти все туроператоры отмечают, что серьезные затраты на ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» повлияли на развитие туристического бизнеса на Алтае. «Неоднократно видел, какие огромные стенды открывал Алтайский край на туристических выставках в Москве, – сообщил Сергей Зяблицкий – Полагаю, что на это было затрачены по несколько десятков миллионов рублей. Но на эти траты я не сильно обижался, поскольку понимал, что в конечном итоге это позитивно отразится на имидже Алтая, а приехавшего сюда туриста все равно потянет в горы».

Фото: oaokatun.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.