В Прикамье продолжается процесс преобразования муниципалитетов. В уходящем году через создание городского округа и присоединение к нему поселений муниципального района прошли Гремячинск, Кизел, Чайковский, Краснокамск, Оханск и Горнозаводск. Соликамский и Усольский районы присоединились к уже существующим городским округам Соликамска и Березников. В будущем году объединительные процессы могут пройти в более чем десяти территориях, включая входящим в пермскую агломерацию Добрянский район. Для начала здесь должны пройти публичные слушания. Подробности – в материале ФедералПресс.
Объединительные процессы стартовали в Добрянском районе в декабре. Глава района Константин Лызов еще полтора месяца назад заверял, что территория готова к изменениям, напоминал, что краевые власти приняли законы, призванные поддержать административное преобразование районов в горокруга. Но, как показывает практика, люди все равно выражают беспокойство в отношении защиты своих интересов. На публичных слушаниях районные власти слышали много вопросов.
В Вильвенском поселении решили, что объединение для их территории выгодно и перспективно, сообщает сайт администрации Добрянского района. Однако жители выразили опасения, что одна администрация в Добрянке не будет успевать следить за дорогами на всей территории, а в селах сократится количество рабочих мест. Слушания в Перемском поселении показали, что и здесь люди готовы к переменам, но они также озабочены организацией работы будущей администрации, вопросами содержания дорог и автобусного сообщения, работой библиотек и почтовых отделений.
Эти опасения понятны, считает глава Чайковского Юрий Востриков. Чайковский тоже столкнулся с ними на этапе преобразования, и главный источник их появления чиновник видит в недоинформированности граждан.
«Надо больше информировать о тех плюсах, которое дает объединение, – говорит Юрий Востриков. – Причем надо разговаривать с расчетами в руках, обещания подкреплять не только словами, особенно в сельских территориях. Основные подводные камни здесь. Местные главы и администрации понимают, что грядут сокращения чиновничьего аппарата, и с их стороны возможна блокировка процесса. Где-то надо проявить волю, где-то дать гарантии трудоустройства».
В качестве позитивных изменений после преобразования Востриков привел сокращение десятка выборов в территориях до одной избирательной кампании в чайковскую думу. Помимо экономии средств это повысит качество представительства интересов сельских территорий. На уровне сельских поселений людей приходилось уговаривать идти в депутаты, так как это не давало ничего, кроме дополнительной нагрузки и ответственности.
Последовательным сторонником укрупнения территорий выступает председатель Совета муниципальных образований Пермского края, глава Пермского района Александр Кузнецов.
«Двухуровневая система управления в моем понимании – плохо. Это ведет к размытию личной ответственности. Когда в одном здании сидят глава района и глава городского поселения, люди не понимают, кто какими полномочиями наделен. Кроме того, переданные по ФЗ-131 полномочия не подкреплены финансовым ресурсом. Из-за этого людей начинают отфутболивать, и у них, естественно, возникает вопрос, а власть в районе вообще есть или нет?» – пояснил господин Кузнецов.
Он подчеркнул, что только концентрации ресурсов позволит сформировать концепцию развития территории, план ее социально-экономического развития, войти в региональные и федеральные программы, выйти на строительства школ, детсадов и дорог, стоимость которых составляет сотни миллионов рублей, сформировать единые правила игры для бизнеса и инвесторов.
«Было бы нормально, если бы каждое переданное на уровень поселений полномочие было обеспечено финансовым ресурсом. Но этого нет, и в ближайшее время не будет. Но люди не должны от этого страдать. Поэтому Добрянка пошла по пути преобразования – молодцы!» – резюмировал глава краевого Совета мунобразований.
Той же точки зрения придерживается завкафедрой государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (Пермь) Елена Зуева: «Объединение – тренд не только наш, он – федеральный. И говоря в его поддержку, я бы обратила внимание не на само объединение, а на предшествующее разъединение. В результате малые территории быстро показали свою неэффективность. Такая форма местного самоуправления на данном этапе не оправдана».
Что касается «страшилок» о сокращении соцобъектов, то они так и останутся в области фантазий. Укрупнение исключает закрытие каких-либо мест оказания услуг – ФАПов, школ, сельских клубов и т.п. Речь идет исключительно о сокращении расходов на управленческий и административный персонал, который, зачастую, требует средств больше, чем в районе собирается доходов. Понятно, что краевые власти поддерживают местное население с их инициативой по объединениям. Прямо влиять на решения районов они не могут, но в их силах простимулировать процесс мерами поддержки.
Например, принятый в феврале краевой законгарантирует не снижение доходной части муниципального бюджета и компенсацию выпадающих доходов средствами из краевой казны. В августе поправки в другой закон предоставляют субсидий бюджетам преобразованных территорий на местные программы развития. Объем субсидий рассчитывается так: на каждый высвобожденный от расходов на содержание органов местного самоуправления рубль выделять рубль из краевого бюджета.
Такие субсидии будут предоставляться в течение трех лет с момента формирования первого бюджета укрупненной территории, но срок их действия может быть пролонгирован, рассказал депутат прикамского Заксобрания Александр Борисов: «Фобии о потерях из-за преобразования известны, но они не соответствуют действительности. Те же сельские поселения свой статус не потеряют, изменится только общая организационная форма мунобразования с районной на городскую. А принятые законы позволят компенсировать выпадающие доходы. Срок их действия ограничен, но, мы подумаем над тем, как эти субсидии платить преобразованным мунобразованиям постоянно».
Для удаленных сельских территорий также крайне важно сохранить «обратную связь» – представляющего власть чиновника в шаговой доступности (в том же Добрянском районе шесть сельских поселений и два городских). Об этом на примере присоединения Усольского района к Березниковскому городскому округу рассказал глава Березников Сергей Дьяков.
«Во-первых, в территориях должна быть возможность решать вопросы на местах с тем же оформлением бумаг, документов, а также иметь обратную связь с властями городского округа. Для этого в Усольском районе была создана система из шести территориальных отделов в составе двух-трех человек. Замкнули эти теротделы напрямую на главу городского округа. Их представители каждую вторую пятницу приезжают на совещания, чтобы информация по всем вопросам шла напрямую. Необходимо выстроить такую работающую структуру, и люди поймут, что поводов для опасений нет», – уточнил господин Дьяков.
Второй ключевой момент, по его словам, – программа развития района, подкрепленная финансовым ресурсом на уровне местного и регионального бюджетов. Сначала объехали все территории, оценили потребности в ЖКХ, социальной и дорожной сфере, благоустройстве. Из этого и родилась программа для Усольского района на 200 млн рублей ежегодно. Это – пример того, как сельские поселения в объединяемых территориях могут получить импульс к развитию.
Будут ли изложенные аргументы услышаны в Добрянке, покажут следующие публичные слушания. Самые значимые из них пройдут 19 декабря в Добрянском городском поселении и 17 января в Добрянском муниципальном районе. Один этот график служит иллюстрацией распыления полномочий и средств. Но Добрянский район – не только жители, это еще и интересы бизнеса. Здесь представлены нефтяники, газовики, работает Пермская ГРЭС. Причем зоны их интереса четко очерчены географически: Полазана и Добрянка. Как они проявят себя в процессе преобразования района – одна из интриг процесса. Впрочем, не исключен вариант, что сработает поговорка: новое – хорошо забыто старое. Добрянка болеедесяти лет назад уже было городским округом, который тогда доказал свою эффективность. Так стоит ли изобретать велосипед?
Фото:pixabay.com