В энергосфере Урала одним из самых ярких событий уходящего года стало лишение статуса гарантирующего поставщика Челябэнергосбыта (ЧЭС). Эти функции перешли к основному кредитору компании – МРСК Урала. Однако было бы странным предполагать, что скандально известная группа МРСЭН, куда и входил ЧЭС, так легко сдаст свои позиции. О том, что сейчас происходит во взаимоотношениях компаний, – в материале «ФедералПресс».
Сетевые компании страны уже около двух лет пытаются обанкротить злостного неплательщика – предприятия, которые входят в группу МРСЭН, – и лишить их права заниматься бизнесом. Пул сбытов уже лишен статуса гарантирующего поставщика, сейчас организации находятся в процедуре банкротства. Среди них ПАО «Вологдаэнергосбыт», ПАО «Архэнергосбыт», АО «Хакасэнергосбыт» и АО «Роскоммунэнерго» (Нижний Тагил). Более того, один из бенефициаров МРСЭН Юрий Шульгин объявлен в международный розыск.
ПАО «Челябэнергосбыт» было лишено права заниматься энергосбытовой деятельностью с 1 июля 2018 года. Компанию лишили статуса гарантирующего поставщика на территории Челябинской области за долги перед ОАО «МРСК Урала». По заявлениям самого кредитора, за оказанные услуги в 2018 году компания не добилась получения оплаты от ПАО «Челябэнергосбыт».
Сейчас идет процесс банкротства ЧЭС. Однако, как отмечают источники в отрасли, собственники ЧЭС всеми своими действиями пытаются взять под контроль банкротство активов. Так, 18 декабря в арбитражном суде Челябинской области состоялось заседание по делу о признаниибанкротом ПАО «Челябэнергосбыт». В октябре с заявлением обратилась некая Алена Маслюкова, которая просила суд ввести в отношении ЧЭС процедуру временного наблюдения, включить в реестр ее требования на сумму 550 тыс. рублей. Маслюкова – житель города, ее требования были основаны на договорах уступки прав требованиям к ПАО «Челябэнергосбыт». Как известно из открытых источников, 28-летняя Маслюкова ранее была прописана по адресу массовой регистрации. «Отдельно –это просто набор неких фактов, каждый из которых – не криминал. Но все вместе говорит о том, что Челябэнергосбыт пытается взять под контроль банкротство своего актива через номинальное физлицо», – говорит юрист, знакомый с ситуацией.
Одновременно с этим странным процессом есть и еще один – и он тоже свидетельствует о том, что Челябэнергосбыт пытается контролировать процесс банкротства подконтрольных компаний. Так, ЧЭС намерен обратиться в суд с просьбой признать банкротом аффилированное с ним ООО «АЭС Инвест». Эта компания являлась смежным с ОАО «МРСК Урала» «котлодержателем» на Южном Урале. Схема расчетов выглядела следующим образом. Лишившееся статуса ПАО «Челябэнергосбыт» покупало электроэнергию на оптовом рынке электроэнергии, а ее распределением занимались «котлодержатели» – частная компания ООО «АЭС Инвест» и государственное ОАО «МРСК Урала». Обе сетевые компании оплачивали услуги иных территориально-сетевых организаций. ООО «АЭС Инвест» перестало осуществлять свою деятельность одновременно с лишением статуса ГП ПАО «Челябэнергосбыт». На сегодня задолженность «АЭС Инвест» перед ОАО «МРСК Урала» составляет более 680 миллионов рублей.
Основанием для иска Челябэнергосбыта послужило неисполнение «АЭС Инвест» условий мирового соглашения, по которому «АЭС Инвест» обязался выплатить в адрес ПАО «Челябэнергосбыт» более 1 миллиарда 120 миллионов рублей. Речь шла о задолженности по оплате потерь электроэнергии, процентах и неустойке, которую ранее ПАО «Челябэнергосбыт» не взыскивало с «родственной» компании. Сбытовая компания подала иск на взыскание только после ухода с рынка.
Отметим, что другие компании годами судятся с ООО «АЭС Инвест», чтобы взыскать с него свои средства, в это время ТСО подписывает мировое соглашение о выплате более 1 млрд рублей дружественной сбытовой компании. Это лишний раз подтверждает тот факт, что ПАО «Челябэнергосбыт» и здесь играет на то, чтобы взять под контроль процедуру предстоящего банкротства «АЭС Инвест».
И еще один забавный факт рассказывают источники «ФедералПресс» на энергорынке. На днях ПАО «Челябэнергосбыт» раскрыло информацию о решении совета директоров одобрить приобретение компанией 25 % уставного капитала ООО «АЭС Инвест». «То есть сбытовая компания, которая должна субъектам оптового и розничного рынка электрической энергии десятки миллиардов рублей, собрав переплату с жителей Челябинской области в размере 700 млн рублей, нашла средства на приобретение доли в компании, которую собирается банкротить», – удивляется собеседник агентства, знакомый с ситуацией.
Почему же Челябэнергосбыт так хочет взять под контроль свое собственное банкротство, зачем ему это? Как только на процедуру банкротства зайдет арбитражный управляющий, который представляет интересы настоящих кредиторов, то будет проведена независимая оценка финансово-хозяйственной деятельности. Так произошло с АО «Роскоммунэнерго», которое так же входит в структуру МРСЭН и так же проходит через процедуру банкротства. Выяснилось, что были факты преднамеренного банкротства, имущество организации использовалось неэффективно, а рост затрат значительно опережал доходы предприятия. В целом деятельность компании была оценена управляющим как нерентабельная. А документы управляющий передал в Следственный департамент МВД РФ.В качестве основного вывода указано, что АО «Роскоммунэнерго» в анализируемый период были подписаны сомнительные сделки. Учитывая, что бизнесы Роскоммунэнерго и Челябэнергосбыта строятся по одной схеме, страх ЧЭС лишиться денег совершенно объясним.
«Если кратко описывать ситуацию: миллиарды ушли в офшоры группы МРСЭН и аффилированных компаний, население профинансировало из своего кармана пребывание собственников МРСЭН в Монако, остались только долги, и сейчас акционеры всеми силами пытаются не допустить независимых арбитражных управляющих. Вопрос: а что, так можно было?» – иронизирует источник агентства, знакомый с ситуацией.
Фото: pixabay.com