Top.Mail.Ru
Промышленность
Москва
0

Спад продаж и забастовка. Группу НЛМК ждет сокращение заказов

Металлург
Липецким металлургам грозят проблемы

Группа НЛМК нарастила реализацию проката до более чем 6,8 млн тонн, однако было зафиксировано снижение сбыта ряда важных видов ее продукции. Прекратили работу сотрудники ее завода в Бельгии. Кроме того, у нее могут отнять предприятия в США. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Цифры не лгут

В 2018 году группа НЛМК, если верить ее отчетности, достигла неплохих результатов: выплавка стали увеличилась на 2 %, до 17,493 млн тонн, загрузка сталеплавильных мощностей – на 1 %, до 99 %. Сбыт полуфабрикатов скакнул на 20 %, до 6,828 млн тонн.

Благостную картину слегка смазало серое пятнышко – продажи готовой продукции остались в минувшем году практически неизменными: 10,757 млн тонн. Реализация сортового проката и метизов приподнялась на 6 %, до 2,408 млн тонн, плоского же сползла на 2 %, до 8,349 млн тонн.

Анализируя структуру сбыта группы НЛМК, мы легко увидим грядущие проблемы. Например, в сегменте «Плоский Прокат Россия» заметен спад продаж горячекатаного проката на 13 %, до 2,303 млн тонн, холоднокатаного – на 7 %, до 1,447 млн тонн, динамной стали – на 6 %, до 0,281 млн тонн. Реализация кокса с «Алтай-Кокса» провалилась на 12 %, до 3,556 млн тонн.

Разделив же отгрузки между российским и зарубежными рынками в рамках сегмента «Плоский Прокат Россия», начинаешь понимать, что родина не манит группу НЛМК, – сбыт на отечественном рынке рухнул на 8 %, до 4,045 млн тонн. Реализация стальных полуфабрикатов упала на 30 %, до 0,514 млн тонн, горячекатаного проката – на 13 %, до 1,434 млн тонн, холоднокатаного – на 8 %, до 0,846 млн тонн. На экспортном направлении она тоже теряет позиции – поставки горячекатаного проката за границу уменьшились на 14 %, до 0,869 млн тонн, холоднокатаного – на 6 %, до 0,601 млн тонн, динамной стали – на 10 %, до 0,22 млн тонн, проката с полимерными покрытиями – на 35 %, до 0,008 млн тонн!

В пресс-релизе группы НЛМК, посвященном операционным результатам за 2018 год, дается интересное объяснение причин кризиса, охватившего сегмент «Плоский Прокат Россия», – продажи на внутреннем рынке сузились из-за «снижения спроса в сегментах труб большого диаметра и строительства, а также на фоне проведения планового ремонта оборудования производства горячекатаного проката».

В сегменте «Сортовой Прокат Россия» виден повсеместный рост, лишь продажи метизов снизились на 7 %, до 0,252 млн тонн, лома на НЛМК – на 9 %, до 1,567 млн тонн. Впрочем, метизы никогда не были коньком группы НЛМК, она сильно проигрывает «Северстали», обладающей более современными активами, лом же не играет ведущей роли в выплавке стали.

c55693518df14dd5ce73c180d9af1c33.jpg

Спрос опасается сужения

Прогнозов на 2019 год группа НЛМК не сделала, на запрос «ФедералПресс» ее пресс-служба комментариев не предоставила, придется попробовать заглянуть в будущее вместо нее. Поставки плоского проката априори ориентированы на две важные области потребления – строительство и автомобилестроение.

В строительстве ожидается спад темпов возведения и ввода в эксплуатацию жилых зданий – со второй половины текущего года девелоперы, привлекающие средства граждан, будут обязаны аккумулировать их на эскроу-счетах, не имея права пользоваться ими до сдачи домов и заселения в них жильцов. Им придется получать кредиты в банках, и без того с неохотой финансирующих застройщиков. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов уменьшение круга строительных компаний, способное вызвать цепную реакцию: сокращение новых девелоперских проектов – спад заказов на оцинкованный и окрашенный прокат. Промышленное и дорожное строительство не смогут переломить положение дел.

Автопром пробуксовывает, и пусть данные Федеральной службы государственной статистики не вводят нас в заблуждение. КамАЗ уже объявил о планируемом снижении сбыта автомобилей на 9,5 %, до 39 тыс. штук. АвтоВАЗ никаких анонсов не делал, хотя сбрасывать со счетов аналогичный сценарий не стоит. Американский Ford прорабатывает для себя варианты ухода из России, несмотря на наличие трех совместных с Sollers заводов суммарной мощностью 360 тыс. машин в год (в 2008 году его Ford продал в нашей стране 180 тысяч автомобилей, в 2018-м – с трудом 50 тысяч). Явно в 2019 году автомобилестроение подсократит закупки листа.

Сортовой прокат продается исключительно для нужд строительства. Помимо грядущей стагнации в девелопменте, перед группой НЛМК встает серьезная угроза в лице готовящегося к запуску комбината «Тулачермет-Сталь», долго и упорно сооружаемого Промышленно-металлургическим холдингом. «Тулачермет-Сталь», равно как и электрометаллургический завод «НЛМК-Калуга», находится в Центральном федеральном округе, отличающемся значительными объемами потребления арматуры, уголков, швеллеров и пр. В него стараются сбывать сортовой прокат все кому не лень – от «Северстали» до «Мечела».

Против «Тулачермет-Стали» НЛМК-Калуга выглядит слабым игроком. «Тулачермет-Сталь» будет работать на чугуне, НЛМК-Калуга через «Вторчермет НЛМК» cнабжается ломом и зависит от его заготовки, имеющей сезонный характер: зимой скрап лежит под снегом и его сбор минимален, максимум достигается летом. «Тулачермет-Сталь» может предложить потенциальным клиентам низкие цены, стремясь пробиться на рынок и вытесняя с него НЛМК-Калуга.

5f75a25bc0c2c6c439e2b7b9e8a4e4bb.jpg

Заграница нам не поможет

На глобальный рынок группе НЛМК не стоит возлагать радужных надежд – он неумолимо закрывается. С февраля в Европейском союзе будут квоты на ввоз из России катанки и арматуры. До конца июня российские производители смогут беспошлинно продать на европейский рынок ничтожные 123 тыс. тонн катанки и 94 тыс. тонн арматуры, в последующие 12 месяцев – 316 и 242 тыс. тонн соответственно. Квоты однозначно тесноваты для них, и борьба за них разгорится нешуточная.

Принадлежащие группе НЛМК заводы в Европе погоды ей не сделают. На прошлой неделе забастовали сотрудники прокатного предприятия NLMK Clabecq (Бельгия), осчастливленные высокооплачиваемыми менеджерами, известившими их о предстоящем увольнении половины персонала. Спрос на толстолистовой прокат не укрепляется, загрузка у NLMK Clabecq не превышает 60 %, он не вылезает из убытков. Похоже, «великие управленцы» в группе НЛМК не знают рецепта «выздоровления» NLMK Clabecq, обрекая его на умирание.

Не считая Европейского союза, группа НЛМК владеет тремя заводами в США, способными выплавлять 0,7 млн тонн стали и выпускать 2 млн тонн проката в год. На них никто не покушается. Пока. Отношения между Россией и США напряженные, и рано или поздно за американские предприятия группы НЛМК власти Нового Света могут взяться не на шутку. Методология элементарная – пришлют шустрых фискалов, быстренько откопающих неуплату налогов, и дело в шляпе. Могут, не разводя бюрократии, и попросту отобрать заводы – интересанты из бизнеса, желающие забрать их по дешевке или вовсе на халяву, легко найдутся.

С чистым долгом у группы НЛМК тоже непорядок – растет-с. По итогам девяти месяцев 2018 года он увеличился на 16 %, до 865 млн долларов. По курсу 65 рублей за один доллар он эквивалентен 56 млрд рублей с копейками. У Промышленно-металлургического холдинга, возящегося с «Тулачермет-Сталью», в конце июня он достиг почти 54 млрд рублей. Сравнение некорректное с точки зрения бухгалтерского учета, зато наглядное – финансовое состояние группы НЛМК на поверку оставляет желать лучшего, и нет никакой гарантии, что сегодняшний лидер черной металлургии России завтра не превратится в жалкого неудачника. Ждать подобного сценария развития событий, возможно, осталось недолго.

Фото: pixabay.com, ФедералПресс / Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.