В понедельник, 28 января, сибирские регионы подверглись массированной информационной атаке. В больницы, школы и органы исполнительной власти рассылались электронные письма с сообщениями о заложенной бомбе. В результате – массовые эвакуации и проверки спецслужбами зданий на предмет взрывных устройств. Все, что известно к этому часу и кому выгоден информационный терроризм, – в материале «ФедералПресс».
«Призываем граждан сохранять спокойствие»
Первые официальные заявления по поводу «электронного терроризма» начались сегодня в районе девяти утра по местному времени. Министр здравоохранения Новосибирской области Константин Хальзов в ходе традиционного оперативного совещания с губернатором Андреем Травниковым сообщил, что в четырех больницах города началась эвакуации из-за информации о возможном взрыве. Позже в федеральных и региональных информагентствах появилась информация о новых эвакуациях в других регионах. Жертвами возможной спровоцированной рассылки стали Кемеровская, Омская и Иркутская область, Красноярский край и Республика Хакасия.
Во всех регионах был один и тот же почерк – на официальные электронные почтовые ящики приходили письма с сервера Mailfence, который позволяет зашифровать код послания, чтобы нельзя было отследить отправителя. В письмах содержалась информация о наличии «в вашем здании взрывного устройства». Неизвестный отправитель, выбравший себе как бессмысленные псевдонимы вроде «ano loko», так и откровенно провокационные «Putin.FSB», предлагал «не повторять ошибку магнитогорцев» и «поспешить эвакуироваться». Рассылка была вполне адресной – письма пришли в детские сады, школы, больницы, поликлиники, бизнес-центры и региональные правительственные учреждения. Так, в Иркутске пришлось эвакуировать пациентов и персонал шести больниц, а в Абакане помимо школ и торговых центров «заминированными» оказались здания министерства сельского хозяйства, министерства экономического развития и министерства социальной защиты.
Факт веерной рассылки подтверждали сотрудники пресс-служб правоохранительных структур. В частности, корреспондентам «ФедералПресс» об этом заявляли в пресс-центре регионального управления ФСБ по Омской области и управлении МЧС по Республике Хакасия. Тем не менее на региональных официальных сайтах МЧС, ФСБ, Следственного комитета и МВД не был опубликован к текущему моменту ни один пресс-релиз по ситуации с ложным минированием. Информационная нагрузка упала на плечи региональных органов исполнительной власти.
Первая официальная реакция была со стороны аппарата антитеррористической комиссии Новосибирской области в половину второго часа дня. Там подтвердили информацию о поступающих сообщениях «минирования учреждений здравоохранения, образования и торговых центров». «В соответствии с нормами действующего законодательства и алгоритмами ситуационного реагирования, при поступлении таких сообщений проводится эвакуация людей из зданий. Специальные службы обследуют здания на предмет обнаружения взрывных устройств. В настоящее время признаков закладки взрывных устройств не обнаружено», – говорилось в сообщении.
Через полчаса отреагировала и аналогичная комиссия Омской области: «Мы призываем граждан сохранять спокойствие и действовать в соответствии с указаниями компетентных органов и администраций учреждений». Как рассказала начальник главного управления информационной политики Анастасия Гуливатенко, официальное сообщение было готово и раньше, но долго проходило процедуру согласования с силовыми структурами. «Это было решение губернатора Александра Буркова – проинформировать и успокоить население», – отметила Гуливатенко.
Стоит отметить, что сибиряки действительно сохраняли спокойствие и не поддавались панике, – это видно по комментариям очевидцев в новостных сообщениях в лентах региональных информагентств. Гораздо эмоциональнее красноярцы, омичи, новосибирцы реагировали на тот факт, что при эвакуации дети в некоторых случаях покидали здание без верхней одежды и сменной обуви и были вынуждены проводить несколько минут на холоде. «Из школы на Тотмина дети выбегали в сменке, девочки в тонких колготках! В такую погоду! Ладно что хоть куртки успели взять, многие остались и без ключей с телефонами, так как младшие классы их носят в рюкзаках, по итогу учителя вызванивали родителей и просили привезти детям обувь и забрать домой», – сообщил портал НГС.24.
После полудня никаких больше писем и эвакуаций уже не происходило. На сайте новосибирского правительства в половине пятого вечера появилось второе сообщение от регионального антитеррористического комитета. «Аппарат областной АТК обращает внимание, что подобные сигналы сегодня и в течение последних нескольких дней были не только в Новосибирской области, но и в других городах России. В частности, речь идет о Барнауле, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Омске, Томске и др. Не исключено, что речь идет о спланированной информационной атаке. В ходе проводимых специальными службами обследований административных зданий, учреждений здравоохранения, образования и бизнес-центров, сообщения о минировании на территории нашего региона не подтвердились. Угроз жизни и здоровью граждан не выявлено. Правоохранительные органы проводят расследование по установлению лиц, причастных к распространению ложных сообщений», – уточнялось в сообщении.
«Плату за глобализацию и единое информационное пространство»
Отсутствие паники, как объяснил политический консультант Петр Быстров, связано не только с умелой информационной политикой, так еще с «будничностью ситуации». «Для массовой паники и истерии нужны реальные действия, а здесь никакой трагедии не произошло – люди не увидели ни пожаров, ни взрывов. В этом, наверное, и главное неудача «террористов» – к угрозам мы привыкли»,– рассуждал Быстров.
Старший преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД РФ Алексей Зудин увидел в произошедшей атаке «плату за глобализацию и единое информационное пространство, у которого, помимо плюсов, есть и очевидные минусы».
«Здесь показательна не паника, а последующие выводы, которые удастся сделать. К примеру, будет ли усовершенствовано законодательство, что позволит укрепить безопасность перед новыми рисками и вызовами? В этом случае, проблемы паники отойдут на задний план, и люди будут знать, что они защищены. Нужны правовые и технические механизмы, которые защитят», – проанализировал Зудин.
Что до планов инициаторов атаки, то здесь эксперты выделяют два возможных варианта. Политолог и журналист Антон Хащенко не сомневается в наличии «украинского следа» и вообще «западного направления».
«Если посмотреть заявления ряда западных политиков, то там были такие недвусмысленные намеки на атаки на нашу инфраструктуру. В чем же смысл? Это проверка нашей безопасности и изучения ситуации, когда спецслужбы массово отвлекаются. А раз они отвлекаются, то можно нанести удар с другой стороны», – предположил Хащенко.
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин увидел в возможных исполнителях как хулиганов и хакеров, так и представителей «международного терроризма».
«В случае, последних – это возможная расплата за сирийскую кампанию. И, конечно, нанесение экономического ущерба тоже могло входить в планы злоумышленников», – поделился мнением эксперт.
Высказался Салин и по поводу бенефициаров произошедшего. «Как ни странно, но свою карту могут разыграть как провластные структуры, так и несистемная оппозиция. Первые получают лишний аргумент для тотального контроля над коммуникациями и технологией «суверенного интернета». Вторые – доказательство, что нынешняя власть не справляется со своими обязанностями и не может защитить своих граждан», – уточнил Павел Салин.
Фото: РИА «Новости» / Михаил Вознесенский.
Массовые сообщения о минировании