В конце прошлого года были приняты поправки в закон о регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области. В частности, будет пересмотрена система выплат родителям тех детей, которые перешли на семейное образование. Такое решение со стороны региональных властей вызвало общественный резонанс. В числе вопросов к власти была и тема адресности: кому именно будет назначена данная компенсация и в каком размере? В ситуации разбирался корреспондент «ФедералПресс».
К школе, СМИ и власти – без доверия
В первом квартале наступившего года правительство Омской области разработает нормативный документ, который будет учитывать критерии адресности граждан. Однако тут же встал вопрос: кто именно попадет в золотой список? Многие родители, которые в декабре прошлого года митинговали под окнами правительства и заксобрания, уверены, что они могут дать своему ребенку более качественное образование, чем в школе. По их словам, школьные классы переполнены и если ребенок не усваивает материал, то ему необходимо нанимать репетитора.
Кроме того, в Омске продолжается сбор подписей под петицией за сохранение выплат семьям, выбравшим семейное образование. Авторы петиции отмечали, что средства компенсации тратятся преимущественно на образовательные услуги. Многие из противников принятых поправок уверены, что система образования хромает и ее надо менять, и как один из выходов – возвращение к старым методикам преподавания. Причина «хромания» – в низкой заработной плате и бумажной волоките, которые не оставляют времени на толковое обучение детей.
«Ребенок в 6,5 лет был готов к первому классу, но не было мест, нас не взяли, мы просидели еще год дома, и как результат – в школе ему стало скучно, мы ушли на семейное образование. Сейчас успешны, выбрали для себя сами учебную программу, идем с опережением, экстерном сдали экзамены в третьем классе», – рассказала Инна Хомутова.
В комментариях под петициями родители упоминают и про поборы в школах, однако выхода из сложившейся ситуации, кроме как оставить все как есть, никто из них не предлагает. Возможно, дополнительным стимулом для возмущенных мам и пап стали случаи травли в некоторых российских школах, когда педсовет отстаивал права не ребенка, а его обидчиков. У омских «семейников» нет доверия как к представителям власти, так и к средствам массовой информации. В ходе подготовки статьи сибирская редакция «ФедералПресс» столкнулась с тем, что родители школьников, получающих образование в семье, уверены, что их слова будут поставлены с ног на голову. Некоторые омичи говорили, что от общения со СМИ не будет пользы, и выступали только за петицию, предлагая в ней губернатору Омской области Александру Буркову повлиять на ситуацию.
В главном управлении информационной политики Омской области добавили, что категории граждан, которым будут выплачиваться компенсации, пока не определены.
«На данный момент идет анализ ситуации. Эта адресная мера поддержки будет установлена с 1 сентября 2019 года, поэтому перерыва в предоставлении компенсации не произойдет. Нуждаемость пользующихся компенсацией», – сообщила руководитель управления Анастасия Гуливатенко.
Из субвенции – в соцподдержку
Впервые о семейном образовании в Омске заговорили шестнадцать лет назад, но популярность она стала набирать в 2013 году. Число семей, где дети обучаются не в стенах муниципальных школ, выросло с семи до 1273 человек. Родителям начали выделять компенсации из бюджета. Сумма выплат рассматривается в индивидуальном порядке исходя из количества часов в учебном плане. При этом деньги на счет родителей зачислят в том случае, если ребенок успешно сдаст специальный аттестационный экзамен в обычной общеобразовательной школе.
Между тем в министерстве образования Омской области отметили, что не всегда дети успешно осваивают школьную программу самостоятельно. Цифры говорят сами за себя: в прошлом и нынешнем учебных годах с семейного образования в общеобразовательные организации вернулись 68 человек. Не сдали промежуточную аттестацию в установленные сроки в прошлом учебном году 16 человек. Тема семейного образования бурно обсуждалась на круглом столе в середине декабря. К окончательному решению тогда так и не пришли, сторонники семейного образования уверены, что их дети вправе получать качественные знания, которые сегодня не может дать общеобразовательная школа, а чиновники и руководство средних учебных заведений считают, что при желании учебу, хобби и даже профессиональный спорт вполне можно совмещать.
«Нередки случаи, когда семейное образование перестает отвечать заявленным требованиям и родители переводят своих детей в консультационные центры, частные школы, а компенсацию между тем продолжают получать. Если же мы говорим о селе, где тоже в последнее время отмечается стремительный рост перевода детей на семейное образование, то это частно-приходской вариант, хотя предоставляется возможность подвоза в крупную школу, где созданы условия для полноценного образования, а детей оставляют дома. О каком качестве вообще тогда можно говорить?» – заметили в пресс-службе регионального минобра.
В ведомстве добавили, что, согласно принятым поправкам, со следующего года меняется лишь методика предоставления такой выплаты. Причем вопрос, какие категории семей и в каком объеме станут получать адресные выплаты, будет обсуждаться всеми заинтересованными сторонами.
«Компенсация за семейную форму образования не является государственной гарантией и не может пребывать в общем объеме средств субвенции. Контрольно-счетная палата нам высказала замечание, что компенсация должна перейти в другой статус – меру социальной поддержки», – уточнила министр образования Омской области Татьяна Дернова.
«Чиновники убивают будущее»
Теме с отменой или пересмотром системы выплат для сторонников семейного образования уже 15 лет. В прежнем федеральном законе об образовании имелся пункт, в котором компенсация была обязательной для всех регионов. Такое положение вещей существовало до 2004 года, когда Госдума решила изменить закон, а компетенцию по выплатам передать на усмотрение региональных властей. Как заметил идеолог и практик российского семейного образованияИгорь Чапковский, «это была плохая история, потому что если прописано в федеральном законе платить, то местные власти обязаны платить. Они могут только расширить права, полномочий уменьшать им не дано».
«В Москве все эти процессы с «усмотрением властей» начались в 2013 году. Родителей лишили компенсаций, а учащихся ряда академических и социальных льгот. Отдельные регионы этой тенденции сопротивлялись, например, в Перми и Омске. В Ульяновской области, вообще, решили выплаты снова сделать обязательными. А Пермский край долгое время был показательным – там платили норматив больше, чем в Москве», – рассказал Чапковский.
Федеральный эксперт уверен, что региональные власти действуют за гранью закона и вообще относятся к родителям, как к неграмотным людям. «Вы посмотрите федеральное законодательство: в семейном кодексе и в новом законе предельно ясно указано, что родители имеют в области образования и воспитания преимущественное право перед всеми другими лицами. Законодательство защищает интересы ребенка, обеспечивает особое положение родителя. К сожалению, на практике родителям приходится встречаться с неприязнью к свободе выбора»,– посетовал Игорь Чапковский.
На местном уровне, среди представителей частных школ, мнения разошлись. Так, директор школы «Альфа и Омега» Валентина Калиниченко выступила за частичную отмену: «Если есть основания, то надо компенсировать. Например, родители куда-то уезжают или дети с сахарным диабетом. Но есть и случаи, когда родители таким образом решают свои финансовые вопросы и лишают детей возможности социализироваться».
Ректор Сибирской школы Нового поколения Владимир Гам, напротив, заявил, что «областная администрация творит в отношении образования настоящее преступление».
«Сейчас чиновники рубят семейное будущее, рубят будущее Омской области. У нас есть хоккеисты, гимнастки, волейболисты, боксеры, у кого по три тренировки в день. Есть детки, которые больны сахарным диабетом и которым раз в четыре часа нужно ставить укол. Есть дети-инвалиды. Где муниципальная школа предоставит им такие условия? На них сразу начнут показывать пальцем. Это все на словах, что в муниципальных школах создаются условия. Вы попробуйте на коляске доехать до школы и преодолеть этот пандус. Примерно 50–60 % детей не доедут до конца, если уберут семейное образование. Такое ощущение, что нашей стране нужны дебилы, которых оставили без образования и вышвырнули из школы», – был эмоционален Гам.
В школе «Интеллект» поддержали Гама, объяснив, что «это законное право родителей самим решать, как обучать детей, а государство должно им только помогать и оказывать поддержку». Зато в Авторской экспериментальной школе повторили уже набивший оскомину стереотип про компенсации как «зарабатывание денег для родителей на детях». «Государство дает деньги на семейное образование, и, следовательно, родители должны обучать своих детей, если они приняли такое решение, в семье. А на практике что получается – родители получают деньги и идут куда-то, кому-то платят, а они ведь должны сами обучать детей», – заметила директор Татьяна Ходжер.
Переговоры начались
Пока выплаты продолжаются на прежнем уровне – такая ситуация продлится до времени «Ч», которое наступит 1 сентября 2019 года. Но и региональное министерство образования, и родители – сторонники семейного образования прекрасно понимают, что решение может быть только одно – сесть за стол переговоров. Пока готовилась эта публикация, в минобре неоднократно заявляли, что они открыты для переговоров и не раз встречались с родителями тех детей, которые сменили школьную парту на семейное образование. При этом компенсацию за домашнее образование, которую иногда путают с семейным, как дали понять в министерстве образования, никто не отменял.
Свое решение предлагали и депутаты заксобрания Омской области. Председатель комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Владимир Половинко в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» обозначал следующее: «Путь решения сложившейся проблемы совершенно простой, и он был нами ранее обозначен – определить те категории граждан, которые вынуждены по объективным причинам переходить на семейное образование».
При этом, надо заметить, парламентарий собирался и урезать адресные компенсационные выплаты, которые на сегодня составляют от 8 до 11 тысяч рублей. «Есть опыт Свердловской, Тульской, Тамбовской областей и Пермского края, где выплаты на порядок ниже. Они составляют от 500 до 1500 рублей, и речь идет не столько о качестве образования, сколько о вопросе компенсации. Хотят обучать своего ребенка дома – пожалуйста, но уже без компенсации», – говорил ранее Половинко.
Пока же представители регионального министерства образования и родители все-таки дошли до стадии переговоров. Жительница столицы Прииртышья Надежда Воронкова рассказала «ФедералПресс», что состоялась «первая часть обсуждения вопроса по изменению начислений компенсации по семейному образованию».
«Мы попытались выработать общие критерии начисления компенсации. В том числе в процессе обсуждения было предложено создать горячую линию по вопросам взаимодействия между родителями-семейниками, школой и министерством образования. Это идея мне как родителю очень понравилась. В остальном идет анализ ситуации», – высказала надежду женщина.
Фото: pxhere.com