Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

С кем идти в разведку. Нужна ли России неэффективная «Росгеология»?

Скандал вокруг бывшего первого заместителя генерального директора «Росгеологии» Руслана Горринга, опубликовавшего видео, где он рассказывает подробности своей работы и сексуальных отношениях с подчиненными ему сотрудницами заставляет задуматься о целесообразности существования государственного геологоразведочного холдинга. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Разумная идея превратилась в бред

Руслан Горринг со скандалом «вылетел» за дверь «Росгеологии», когда в социальных сетях появилось снятое им видео с рассказом на неумную голову о специфики его деятельности. Министр природных ресурсов России Дмитрий Кобылкин принял решение об увольнении зарвавшегося топ-менеджера, объявив одновременно генеральному директору «Росгеологии» Роману Панову выговор.

Возникает вопрос: как вообще была возможна история с Горрингом? Все очень просто: по мере перехода России к рыночной экономике многие геологические организации лишились государственного финансирования, потеряв специалистов, ушедших в горнодобывающие компании или вообще сменив профиль деятельности. Вот тогда-то в умах высоких чиновников и родилась идея учреждения государственного геологоразведочного холдинга на базе загибающихся предприятий.

«Для «возрождения российской геологии» в 2011 году был создан холдинг «Росгеология», которому поначалу государство передало несколько полумертвых геологических предприятий. При этом реальная российская геология прекрасно себя чувствовала и работала на порядок эффективнее, чем в советское время», – написал глава консалтинговой компании «ИнфоТЭК-Терминал» Руслан Танкаев в своей статье в «Независимой газете».

Генеральный директором «Росгеологии» был назначен выходец из «Норильского никеля» Роман Панов. Будучи бывшим военным и мало что понимая в недропользовании, он явно имел хорошие связи в различных кругах. И его первым шагом стало беспрецендентные зарплаты руководства «Росгеологии», доля которых в общей выручки холдинга составила в 2012 году почти 90%.

«Мастера» геологоразведки

Об эффективности потраченных бюджетных средств на топ-менеджеров «Росгеологии» свидетельствует следующий факт: за первые четыре года ее работы государством было вложено почти 200 млрд рублей, зато серьезной отдачи что-то не видать. При проведении геологоразведки «Росгеология» фактически выступала посредником между заказчиками и подведомственными ей предприятиями и похоже не безвозмездно. Плюс они еще были вынуждены ее кредитовать, теряя таким образом оборотные средства, которым можно было найти более полезное применение.

«Благодаря связям топ-менеджеров компании и их пробивным способностям в 2015 году в «Росгеологию» влилось несколько десятков геологических предприятий, реально работающих в условиях рынка. Однако выяснилось, что с приходом «Росгеологии» объемы бюджетного финансирования этих предприятий резко выросли, но не факт, что эффективность их работы увеличилась», - отмечает Танкаев.

Причем «Росгеология» «поглощала» все без разбора – организации, занимающиеся поисками и разведкой твердых полезных ископаемых, и специализирующиеся на углеводородах. Каждое из них имело собственное направление деятельности, которое топ-менеджеров «Росгеологии», вероятно, не интересовало - главное прибыль.

Как следствие, в состав «Росгеологии» было включено 20 организаций, не просто осуществляющих геологоразведочные работы на нефть и газ, но и распределяющих бюджетные средства и средства крупнейших нефтяных и газовых компаний между субподрядчиками.

«Немедленно после передачи «Росгеологии» данных предприятий показатели отрасли поползли вниз. Если за девять лет с 2006 по 2014 год чистый прирост извлекаемых запасов нефти и конденсата в среднем составлял 275 млн т в год, то в 2015 году он снизился до 188 млн тонн. Однако в полной мере влияние «Росгеологии» проявилось с 2016 года, когда власть холдинга над нефтяными геологами стала, по сути, абсолютной. В 2016 году чистый прирост запасов нефти и конденсата снизился почти в шесть раз – до 48,7 млн тонн, в 2017 году он составил 59,8 млн тонн. Кстати, по другим полезным ископаемым картина аналогичная», - констатирует Танкаев.

Но «Росгеология» еще и умудрялась требовать увеличение бюджетное финансирование государственной программы по воспроизводству природных ресурсов России минимум на 50 % до 45 млрд рублей в год, вызвав закономерное недовольство в правительстве, поскольку «Росгеология» оказалась неспособной точно в срок выполнять работы, предусмотренные заключенными же ею контрактами.

Простые схемы – реальные результаты

Каким же образом «Росгеология» сумела фактически «угробить» государственную геологоразведку? Ларчик элементарно открывается и ключ к нему не нужен.

«Во-первых, генеральными директорами дочерних компаний госхолдинга назначают хорошо управляемых людей. Во-вторых, можно предположить, что между дочерними компаниями и субподрядчиками установлена единая форма договора, в которой субподрядчикам отказано даже в минимальных правах. Конечно, этот договор незаконный, и его можно оспорить в суде, но «Росгеология» рассчитывает на то, что исполнители будут лояльны, так как они заинтересованы в будущих заказах. В-третьих, «дочки» «Росгеологии», судя по всему, просто не всегда платят по договорам за выполненные работы. Об этом я могу судить по опыту собственной компании», – пишет Танкаев.

В результате геологоразведочной отрасли нанесен огромный вред, поскольку созданные при активном участии Горринга схемы работы довели до банкротства кучу малых производственных предприятий. Крупные же компании вообще не хотят связываться с «Росгеологией», предпочитая организовывать с нуля собственные геологоразведочные подразделения.

Выход же из сложившегося положения дел может заключаться в ликвидации «Росгеологии», пока она не проделала колоссальную дыру в федеральном бюджете и не свела на нет воспроизводство минерально-сырьевой базы России. «Росгеология», по мнению вице-премьера Алексея Гордеева (о чем писал РБК), не способна достичь предусмотренных ее долгосрочной стратегией развития показателей: ее выручка и чистая прибыль не соответствуют намеченном уровню, падает ее доля на рынке геологоразведочных работ.

И крайне сложна ситуация с операционными затратами «Росгеологии», то есть с расходами на управление холдингом – они снижаются не так, как надо. Не могут сотрудники центрального аппарата «Росгеологии» отказаться от использования роскошных машин, полетами в первом классе и прочих благ. Однако «Росгеология» воспринимается обществом не как государственная корпорация, призванная качественно решать возложенные на нее задачи, а исключительно как черная дыра для средств налогоплательщиков. Сколько еще ее будет содержать Россия?

Фото: Пиксбей

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.