Региональные кампании по выборам, которые состоятся в сентябре этого года, потихоньку разгоняются. Эксперты отмечают несколько электоральных зон, где у власти могут возникнуть проблемы. В их числе Санкт-Петербург. Именно на Северную столицу самый известный несистемный оппозиционер России Алексей Навальный планирует сделать основной акцент в своей предвыборной кампании. Это касается как муниципальных, так и губернаторских выборов. Сам он баллотироваться никуда не собирается, но вести за собой «достойных» кандидатов и всячески их поддерживать намерен. Навальный уже начал свою кампанию, применяя различные политтехнологии, в том числе те, за которые сам не раз критиковал оппонентов. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
От единоличника к единству
«Они со своей лопатой отбиться уже не смогут». Именно с этих слов началась предвыборная кампания Алексея Навального 2019 года в Санкт-Петербурге. На прошедших выходных он встретился со своими сторонниками в Северной столице, где предложил горожанам технологию «умного» голосования. Эта система подразумевает поиск и обучение потенциальных кандидатов в муниципальные советы, а также отказ от прежней философии бойкота выборов. То есть если «кандидата от Навального» не допускают к голосованию, сторонники оппозиционера поддерживают самого сильного из альтернативных партии власти кандидатов, будь то «яблочник» или коммунист.
Именно Петербург спустя много лет становится первой площадкой, где Навальный позволяет себе идти на компромисс с другими оппозиционными силами и заключать союзы. Он уже выразил поддержку депутату заксобрания Петербурга Максиму Резнику, в случае если тот будет бороться за губернаторское кресло в городе. Навальный не прочь дружить и с коалицией «Объединенные демократы» Андрея Пивоварова, и с региональным отделением «Яблока» под руководством Максима Каца.
Эксперты считают логичным для Навального попытки организовать единый оппозиционный фронт в Петербурге.
«Политический проект «Навальный» хорошо заявил о себе весной 2017 года. Навальный вырос из блогера-антикоррупционера и инструмента борьбы между элитами в политика на федеральной арене. Заявка была уверенной, но он уперся в потолок роста. Навальный единолично как политик на федеральном уровне несостоятелен с точки зрения перспективы. Все наблюдатели говорили, что ему нужно формировать коалицию, а он ее тогда не сформировал», – считает директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
Как отмечает политолог, Навальный учел мнение наблюдателей. А чтоб его не обвиняли в эгоизме, он решил опробовать формирование коалиции там, где бенефициаром он не является. Сформированную коалицию Навальному можно будет использовать в федеральном масштабе. С точки зрения стратегии расчет потенциально рабочий, считает Павел Салин.
За честь мундепа
Главная цель кампании Навального в Петербурге – провести в муниципальные советы как можно больше оппозиционеров и довести губернаторские выборы до второго тура.
При этом, несмотря на популистские заявления Навального о том, что врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова «победит даже элдэпээровец», получить выдающиеся результаты голосования на этих выборах оппозиции будет значительно сложнее, чем в случае, если бы основным кандидатом от власти был ушедший в отставку Полтавченко. Он руководил городом семь лет, и электорат попросту от него устал.
Смена губернатора оживила внутреннюю повестку. Беглов сейчас старается реагировать на самые актуальные проблемы Петербурга, будь то экстренная уборка снега или поставка льготных лекарств после жалоб пенсионеров. Отметим, что в последнем рейтинге Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Беглов вошел в топ-5 самых влиятельных глав регионов. На его рейтинг благоприятно повлияли кадровые чистки, к которым Беглов прибегает.
Так, на прошлой неделе четыре вице-губернатора расстались со своими должностями, накануне со своего поста был уволен глава одного из районов города. Такие процессы обычно позитивно влияют на отношение жителей к губернатору в периоды электоральной усталости. Население получило положительный ответ на запрос по смене лиц в высших эшелонах власти города.
«Встреча Навального и Пригожина не наносит ущерб ни одной из сторон»
Беглов старается вести диалог с различными политическими силами и бизнес-элитами, что также лишает некоторой финансовой опоры внесистемщиков. Ну и не стоит забывать, что выборы в Санкт-Петербурге стратегически крайне важны федеральному центру, так как речь идет о городе федерального значения. А это значит, на предвыборную кампанию Беглова стянуты ведущие политтехнологи Кремля.
Черные технологии
Что касается ресурсов, на которые опирается внесистемная оппозиция, то в основном это активистский ресурс добровольцев и политического актива региона, а также сам Алексей Навальный, который как политтехнолог уже набил оскомину за годы политических предвыборных баталий с сильными командами кандидатов от власти.
Очевидно, что Навальный хочет повторить успех либералов на муниципальных выборах в Москве 2017 года, где оппозиция получила более 260 мандатов и не пустила партию власти в 17 районов. Политологи считают, что сегодня Санкт-Петербург даже более удобный город, чем Москва, с точки зрения продвижения оппозиционеров в мундепы. Северная столица заняла первое место в рейтинге протестной активности в 2018 году. Такие данные приводит Центр экономических и политических реформ.
С другой стороны, пару сотен депутатских мандатов каких-то серьезных очков оппозиции в целом не прибавят на федеральном уровне. Это можно наблюдать на примере той же Москвы. 260 мандатов либералов не привели к тому, что Собянин испытал определенные проблемы в своей избирательной кампании в прошлом году. А вот авторитет Навального такие локальные победы смогут укрепить. В случае успеха он в праве будет заявить, что такие электронные проекты, как «Умное голосование» или «Профсоюз Навального», себя оправдывают.
Также очевидно то, что электронные политтехнологии Навальный будет всячески использовать и в Петербурге. Впрочем, он этого даже не скрывает. Все они предполагают регистрацию пользователей и онлайн-агитацию. Только вот на прошлой неделе один из таких проектов под названием «Профсоюз Навального» уличили в мошенничестве. Авторы одного из телеграм-каналов утверждают, что количество обратившихся в «Профсоюз» накручивается за счет специальных программ и фейковых почтовых ящиков. По словам авторов канала «Исповедь сотрудника ФБК», более 80 % «заявок» из присланных пяти тысяч – фейки, причем сотрудники отчитываются, что обработали 500 из них и разослали мнимым людям в регионы.
«В момент запуска проекта все было очень хорошо: огромный трафик, публикации СМИ, обсуждение, реакция Пескова и несколько сотен заявок от людей. Не сотен тысяч, а просто сотен. И это – ключевая проблема, которую решать стали как жулики», – отмечает автор канала.
При этом Навальный пользуется покупными базами данных электронных адресов. Ничто не мешает применить эти базы данных для рассылки предвыборной агитации и их регистрацию в «Умном голосовании», чтобы подчеркнуть «массовую» вовлеченность граждан в эти проекты. Напомним, что «Профсоюз Навального» собирает жалобы работников бюджетных учреждений на проблемы с заработной платой, будь то задержки или ее низкий уровень.
Политтехнолог Дмитрий Фетисовполагает, что подобная методика имеет две стороны.
«На какую-то часть людей цифры могут подействовать. Они будут думать, что у Навального сторонников больше, и тоже захотят стать его сторонниками. С другой стороны, электоральный рейтинг Навального потенциально низок. Эта накрутка даже в рядах оппозиции может отвернуть от него еще большее количество людей. Отрицательный эффект в этом случае может пересилить», – отмечает Фетисов.
Использование базы данных почтовых адресов, по мнению эксперта, не возымеет широкого эффекта, так как агитационные сообщения будут просто уходить в спам.
В свою очередь политолог Илья Гращенков считает, что накрутки на старте проекта – нормальный процесс.
«Тут важен старт. Первые цифры всегда важны для придания динамики. В начале всегда любая мобилизация идет плохо и нуждается в толчке, тогда и новые единицы быстрее подтянутся. Это, скорее всего, стандартные приемы раскрутки, и ничего сверхординарного тут нет – обычный маркетинг. Конечно, в политике важно не допускать чрезмерного использования таких приемов, иначе вся кампания может превратиться в «гонку троллей», условных пустышек», – отметил Гращенков.
Говорить об эффективности электронных технологий Навального можно будет уже постфактум, после выборов в том же Петербурге. Даже если тема накруток будет всячески подниматься, она вряд ли нанесет урон репутации Навального в кругу уже сложившегося политического актива. А вот затормозить приток новых поклонников и вызвать негодование недоверчивой части неопределившихся единомышленников может.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин