В кировские СМИ попал документ за подписью министра образования Кировской области Ольги Рысевой, запрещающий сотрудникам учебных заведений общаться с журналистами без разрешения пресс-службы правительства. Буквально за неделю до этого министерство образования фигурировало в другой неприятной истории – журналисты жаловались, что даже жалобы в прокуратуру не помогают им получать ответы на запросы в ведомство. Сейчас ситуация накалилась до предела – депутаты и юристы готовят жалобы в прокуратуру, а журналисты гадают, что пытаются скрыть в министерстве образования. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Только по запросу
Согласно ставшему достоянием общественности документу, теперь кировские педагоги не имеют права просто так рассказывать СМИ о деятельности учреждений и давать журналистам интервью. Чтобы узнать что-то, журналистам придется писать запрос в пресс-службу правительства, который будет рассмотрен в течение семи дней.
Документ вызвал вопросы не только у сотрудников СМИ, но и у общественности. Активисты заявляют, что такой запрет – нарушение Конституции. Журналисты же отмечают, что об оперативном освещении событий после издания этого документа придется забыть, как, впрочем, и о соблюдении закона о СМИ. Журналисты напоминают, что закон не обязывает их сообщать чиновникам о целях сбора материала и уж тем более не предусматривает случаев, при которых министерство образования может запретить публикацию материалов или интервью.
«Если прямо трактовать эту записку, то нельзя будет озвучивать ничего: ни зарплату, ни процессы, ни программы, ни ремонты, никаких дискуссий, никаких сообщений для СМИ. Сидеть, молчать и трястись за свои 15-20 тысяч, а то и их лишат?»– возмущаются в соцсетях журналисты.
«Это запрет на свободу слова, – соглашаются другие. – Если я, педагог учебного заведения, хочу дать комментарии по какому-то событию, почему я должна делать это с позволения администрации? Если педагог – идиот и может сказать что-то не то, зачем его держать в штате? Если педагог не идиот, готов делиться наблюдениями, а администрация скрывает какие-то грешки и не хочет огласки, то гнать в шею такую администрацию. Чем еще можно объяснить это глупое постановление, я не понимаю».
«Странно, что только сейчас возник документ. И очень ограниченного свойства. Более логично было бы издать циркуляр, запрещающий вообще жителям Кировской области давать комментарии СМИ. Думаю, вопрос двух-трех месяцев», – в ироничной форме поддерживают коллег другие сотрудники СМИ.
Чтобы не отвлекали
Впрочем, нашлись и те, кто считает, что документ вносит в общение педагогов со СМИ «элемент дисциплины», а запросы через единую службу «не отвлекают от работы руководителей».
«Я не думаю, что речь идет о тотальной слежке за «мыслями и изречениями» педагогов, – написал в соцсетях экс-министр образования Кировской области, директор Кировского физико-математического лицея Михаил Исупов. – Если человек выступает в СМИ как должностное лицо, то на него возлагается более серьезная ответственность за сказанное. В этом случае в отношении распространяемой информации действует совершенно другой правовой режим. Директор уже высказывает не столько свое мнение, сколько официальную позицию, в рамках полномочий, которыми он наделен учредителем. Я думаю, что данное решение министерства образования и преследует главную цель обезопасить самих директоров и упорядочить в целом PR-деятельность государственных образовательных организаций».
В управлении массовых коммуникаций областного правительства, куда министерство образования предлагает высылать все запросы, от причастности к составлению письма открестились. Более того, заявили, что «письмо не имеет правовой силы и не является правовым актом», а все предписания министерства «имеют рекомендательный характер». Тот факт, что в письме использовались фразы «должен быть», «допустимо только после согласования», но ни слова не говорилось о рекомендательном характере требований, в управлении массовых коммуникаций комментировать не стали.
«Правительство Кировской области поддерживает политику информационной открытости, – говорилось в опубликованном на сайте пресс-релизе. – С 1 января 2019 года для выстраивания более открытых отношений со СМИ создано управление массовых коммуникаций. Ведется работа об информировании деятельности правительства с использованием всех видов коммуникации с населением, включая интернет и социальные сети».
Комментарий правительства, который появился на сайте после публикации документа, не только не прояснил ситуацию, но и вызвал новые вопросы. Не ясно, будет или нет применяться этот документ, а если будет, то какие педагогам грозят санкции и что делать журналистам при возникновении ЧП, когда ждать ответа пресс-службы нет возможности.
Разберется прокуратура
Пока кировские СМИ ждут развернутого ответа от правительства и реакции областного отделения Союза журналистов, который хранит молчание, юрист Ярослав Михайлов заявил, что уже обратился в прокуратуру с требованием проверить законность как документа, так и деятельности министерства. Он также напомнил, что глава министерства Ольга Рысева не имеет педагогического образования.
«В прокуратуру направлено обращение с требованием проверить на соответствие Федеральному закону о СМИ рекомендации «не выносить сор из избы без согласования», – сообщил юрист.
С аналогичным обращением в прокуратуру собирается обратиться и координатор регионального отделения ЛДПР Кирилл Писный.
«То, что госпожа Рысева запретила СМИ контактировать с учителями, ничего не поменяет: учителям уж точно не станет легче жить, – уверен Писный. – Это нарушение конституции РФ и законодательства о СМИ. Вместо того, чтобы скрывать недоработки и реальные проблемы в сфере образования, их нужно исправлять. По-моему, министерство образования Кировской области попросту призналось в своей несостоятельности. Сразу возникает вопрос о легитимности данного ограничения».
Что с музеем?
Возможно, к документу не было бы приковано такое внимание, если бы не недавний скандал с выселением Музея истории народного образования из купеческого особняка на улице Московской ради расширения Центра бюджетного и технического сопровождения. Музейщикам пришлось освободить нескольких кабинетов, но в правительстве заявляли, что переезд учреждения не планируется.
Выяснить, что же все-таки будет со зданием, решили журналисты портала «7x7», отправившие запрос в пресс-центр правительства еще 27 ноября. Ответ, полученный через 13 дней вместо положенных семи, содержал лишь общую информацию о функциях здания и судьбу объекта не прояснял. Журналисты обратились в прокуратуру, чтобы та обязала правительство ответить на запрос. Через неделю после обращения редакция получила еще один документ, но и он содержал ответы не на все вопросы журналистов.
В конце января прокуратура внесла в адрес правительства Кировской области представление об устранении нарушений– к тому моменту редакции так и не предоставили запрашиваемую информацию. Журналистов пригласили на пресс-подход в музей, где обещали прояснить ситуацию с его дальнейшей судьбой, но и там зампред правительства Дмитрий Курдюмов отказался комментировать ситуацию, заявив, что «на все вопросы он уже отвечал». На встрече выяснилось, что соцблок правительства игнорировал запросы и других журналистов – ВГТРК «Вятка» направляла три запроса, но тоже не получила на них ответ.
7 февраля портал выпустил материал, в котором рассказал о том, что чиновники отказываются раскрывать информацию о судьбе музея и в этот же день получил ответ на свой запрос. На получение информации у журналистов ушло 2,5 месяца вместо положенных 7 дней. Порталу пояснили, что Музей истории народного образования не планировали переводить в другой район Кирова, а претензии МЧС к противопожарному состоянию здания музея рассмотрят в ходе исполнения бюджета на 2019–2021 годы.
Однако, судя по всему, это еще не конец истории с музеем. Во-первых, заместитель министра образования области Елена Воронкина сообщала кировским краеведам, что осенью 2019 года музей переедет в новое здание. Во-вторых, неясно, почему в одном из залов, где сейчас располагается бухгалтерия, сделан ремонт, а в музее – нет. В-третьих, общественников настораживает ситуация, при которой глава региона «не знает о ситуации с музеем», хотя отвечал на запрос общественников.
Активист Валерий Федяев в соцсетях сообщил, что обратился к писателю Альберту Лиханову с просьбой помочь спасти музей, а тот, встретив губернатора Игоря Васильева в Москве, попросил главу региона «не накалять ситуацию» с музеем. На что Игорь Васильев якобы ответил, что ничего об этом не слышал, но разберется в проблеме. Комичность ситуации в том, что Федяев писал открытое письмо к губернатору с просьбой спасти музей и даже получил на него ответ, правда, за подписью того же зампреда Курдюмова.
«Это что же получается? Наши письма никто и не читает или очередное лукавство?»– заключил свой рассказ риторический вопросом Федяев.
Фото: Петр Балабанов, правительство Кировской области, ФедералПресс / Евгений Поторочин, Музей истории народного образования