Фонд «Петербургская политика» подготовил и опубликовал обзор «Губернаторы возвращаются в соцсети». Какие онлайн-площадки и зачем используют главы регионов – в материале «ФедералПресс».
Составители рейтинга разбили губернаторские аккаунты на пять групп: лучшие, выше среднего, средние, ниже среднего и худшие аккаунты. Критериями оценок послужили интересность, оригинальность, юзабилити, соответствие аккаунта формату соцсетей.
В группу лучших были включены аккаунты Радия Хабирова (Башкортостан), Владимира Васильева (Дагестан), Рустама Минниханова (Татарстан), Максима Решетникова (Пермский край), Антона Алиханова (Калининградская область), Сергея Цивилева (Кемеровская область), Вадима Шумкова (Курганская область), Андрея Клычкова (Орловская область), Сергея Собянина (Москва).
Их отличает высокая и средняя ориентация на решение политических задач, аналогичный уровень личного продвижения главы субъекта РФ. По количеству подписчиков в одной из соцсетей наблюдается большой разброс – от 18 тысяч у Клычкова до 452 тысяч у Собянина. У каждого лидера выделен четко сформированный месседж, который несут публикации. У Собянина – «похорошела», у Минниханова – «я успешный и стильный мужчина», у Решетникова – «работаем, ребята, работаем», у Клычкова – «дежурный по области». Самый необычный месседж составители рейтинга определили Шумкову – «я и мой пес очень стараемся вместе с вами проворачивать заржавевшие шестеренки системы».
Лидеры рейтинга используют самые разные форматы подачи информации. «Инстаграм» Васильева – технологический инструмент, открыто указано, что речь идет о группе поддержки политика, а не его личном блоге. «Инстаграм» Собянина – компромисс блога о Москве, московской власти и мэре. Клычков позиционируется в «Инстаграме» как представитель КПРФ. У Решетникова отметили ноу-хау – прямые видеоэфиры с ответами на вопросы. Тексты Хабирова отличает ощущение авторских, они написаны эмоционально и создают эффект прямого общения с первым лицом региона.
В разряд аккаунтов «выше среднего» среди прочих включены странички Юнус-Бека Евкурова (Ингушетия), Александра Бречалова (Удмуртия), Рамзана Кадырова (Чечня), Вениамина Кондратьева (Краснодарский край), Андрея Воробьева (Московская область), Александра Беглова (Санкт-Петербург). Статус «средних» получили странички Олега Кожемяко (Приморский край), Владимира Владимирова (Ставропольский край), Сергея Фургала (Хабаровский край), Дмитрия Азарова (Самарская область). Александра Моора (Тюменская область), Сергея Аксенова (Крым).
Любопытны заложенные в публикации месседжи. Бречалов «говорит»: «Вот, веду аккаунт губернатора-технократа», Кадыров: «Я есть, и я вот такой», Белозерцев: «Я – главный фанат Пензенской области», Моор: «Все у нас получается».
В двух слабейших группах оказались соцсети Айсена Николаева (Саха), Сергея Левченко (Иркутская область), Евгения Куйвашева (Свердловская область), Бориса Дубровского (Челябинская область), Алексея Цыденова (Бурятия) и других глав регионов. Их странички отличает низкая и средняя ориентация на решение политических задач, при этом задачи личного продвижения могут решаться на высоком уровне, как, например, у Цыденова, Игоря Орлова (Архангельская область), Михаила Игнатьева (Чувашия). Но в целом здесь чаще также фиксируется средний или низкий уровень.
Семнадцать глав в соцсетях не представлены либо их аккаунты не обновлялись на протяжении нескольких лет. Не спешат выйти в Мировую паутину Владимир Волков (Мордовия), Александр Усс (Красноярский край), Глеб Никитин (Нижегородская область), Наталья Комарова (Ханты-Мансийский АО). У Комаровой, правда, есть
страница «Губернатор Югры», но новости о работе губернатора здесь излагаются от третьего лица.
Как отмечают авторы рейтинга, целеполагание присутствия в соцсетях у глав регионов часто не сформулировано. Акцент может делаться на личное позиционирование или визуализацию контента, опубликованного на официальных сайтах. В редких случаях формируется коммуникационная площадка, еще реже – с подключением к работе с обращениями аккаунтов профильных ведомств или региональных министров. Встречается делегирование ведения аккаунтов пресс-службам, что при отсутствии критической обратной связи может приводить к постепенной деградации контента. Формальный подход к делу порождает странички, месседж которых звучит как «глава республики в кабинетах и на совещаниях», «много одинаковых новостей», «административный рай», «сегодня губернатор навестил» и даже «губернатор – говорящая голова».
Лидерами по числу подписчиков указаны «Инстаграм» страницы Собянина (452 тыс.), Минниханова (365 тыс.), Кадырова (263 тыс.) и Хабирова (217 тыс.). Главы регионов предпочитают общаться с миром через «Инстаграм» (67), «Фейсбук» (44) и «ВКонтакте» (44). Менее популярны у них «Твиттер» (34) и «Одноклассники» (22). Встречаются единичные случаи таких экзотичных площадок, как YouTube (8), «Телеграм» (3), ЖЖ (2) и «Яндекс.Дзен» (1).
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин