Самарская мэрия отказала депутату губдумы Михаилу Матвееву в проведении протестных акций в сквере «Родина», официально считающимся гайд-парком. В качестве альтернативной площадки ставшему привычным для выражения общественных настроений месту на Безымянке местные власти предложили парк «Нефтяник», расположенный на 116 километре. В ответ на это главный оппозиционер региона пообещал перейти к более жесткой тактике политической борьбы. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Битва за «Родину»
Депутат губернской думы от КПРФ Михаил Матвеев планировал провести в начале марта митинг против массовых сокращений на заводах «Кузнецов» и «Прогресс», против роста цен и мусорного налога, против повышения пенсионного возраста и за возврат льгот самарским пенсионерам. Для чего в конце февраля подал соответствующие уведомления в администрацию Самары.
Все предыдущие акции считающийся главным оппозиционером региона депутат проводил в сквере «Родина», официальном гайд-парке – специально отведенном мэрией месте для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений. За последние несколько лет сквер на Безымянке стал чуть ли не единственным местом в городе для проведения разрешенных акций протеста. Как правило, получить другие места оппозиции почти не удавалось.
Собираться в гайд-парках, по закону, без уведомления местных властей могут не более 150 человек. Поскольку Михаил Матвеев ожидал большего количества участников, он подал прошения местным властям. Однако муниципалитет отказал ему в проведении митинга 3 марта – в этот день и время сквер «Родина» оказался занят. Попытка перенести акцию в том же месте на 10 марта также оказалась неудачной.
Как рассказал Михаил Матвеев, его помощница пришла в мэрию за два часа до начала рабочего дня, чтобы подать уведомление на 10 марта. Однако нужные ей сотрудники появились на рабочих местах только через полчаса после начала рабочего дня и уже с журналом о регистрации мероприятий, в котором на 10 марта была записана публичная акция «Молодой гвардии». Как объяснили помощнице депутата, сотрудники мэрии встретили заявителей на лестнице, где и приняли их уведомление.
«Я не радикал и готов работать по правилам, но когда правила превращаются в цирковое представление, я не могу их принять, – прокомментировал Михаил Матвеев «ФедералПресс». – Мне фактически говорят: «Занимай очередь хоть с вечера, но когда бы ты ни пришел, окажешься вторым».
В официальном отказе Матвееву в проведении митинга 10 марта, тем не менее, называется уже другая причина. На это число в сквере «Родина» запланированы масленичные гуляния. Взамен мэрия, как и в случае с акцией 3 марта, предложила Матвееву провести митинг в парке «Нефтяник» на 116 километре. Сам депутат не сомневается: местные власти выдавливают оппозицию с «раскрученного» места.
«Многим самарцам неудобно ездить на Безымянку из центра города. Но после того как за два года в сквере «Родина» провели с десяток митингов, люди узнали, как удобнее туда добираться, и свыклись. Мэрия не ожидала, что это место станет популярным, и теперь ищет более захудалое, – говорит политик. – Предлагая территорию на 116 километре, чиновники противоречат федеральному законодательству, потому что не учитывают как минимум транспортную доступность. Да, на 116 километрходят несколько автобусов, но подавляющее большинство горожан живут в основной части города».
«Озлобит людей»
Согласно постановлению администрации Самары от 26 января 2018 года, на территории города определены девять гайд-парков – по одному на каждый район. Семь из них вполне доступны для посещения – это парк Щорса в Железнодорожном районе, пешеходная зона проспекта Юных Пионеров в Кировском, сквер Дмитрия Устинова в Ленинском, площадь имени Козлова в Октябрьском, площадь Дзержинского в Самарском, сквер Маяковского в Советском и сквер «Родина» в Промышленном. Отставшие два находятся на окраинах – сквер имени академика Кузнецова в поселке Управленческий (Красноглинский район) и выбранный с недавнего времени мэрией парк «Нефтяник» на «стошке» – в Куйбышевском районе, примерно в 40–50 минутах езды от исторического центра.
Однако в обоих письмах Матвееву об отказе в проведении митинга в сквере «Родина» 3 и 10 марта (имеются в распоряжении «ФедералПресс») мэрия не предлагает ни одно из шести других официально отведенных мест в основной черте города. В качестве альтернативы чиновники называют только сквер «Нефтяник» – «в целях обеспечения общественного порядка и безопасности участников мероприятия». Чем опасны или негодны другие гайд-парки Самары, администрация не уточняет.
«По этой истории можно оценивать то, как Михаил Матвеев смог достать власть, – считает политтехнолог Андрей Колядин. – Чем больше он ее достает, тем дальше его выселяют. И 116 километр уже показывает степень его талантов. Скорее всего, сложившаяся ситуация приведет к тому, что политик начнет выводить людей, куда ему хочется, а не туда, куда хочется мэрии. Уже то, что мэрия взяла привычку отправлять самарцев в гайд-парк на Безымянке, в свое время вызвало внутренне непонимание и протесты людей. Граждане не понимали, почему им не дают выражать их конституционное право и собираться в местах, которые они считают необходимыми для себя. Если теперь народ станут отселять из гайд-парка на периферию, это озлобит людей и заставит их действовать в отношении власти так же неконструктивно, как и власть действует в отношении них».
«Думаю, мэрия ведет разведку боем – проверяет, к чему это приведет: пойдут ли люди на 116 километр, будут ли устраивать несанкционированную акцию или нет, – предполагает политолог Дмитрий Лобойко. – Главная сила Михаила Матвеева как наиболее яркого оппозиционера региона в способности организовывать массовые мероприятия. Соответственно, власть всеми силами пытается решить эту проблему. Не думаю, что меры самарской администрации как-то остановят Матвеева. Существует масса еще не использованных в Самарской области и мало использованных в России технологий ненасильственного протеста власти. Наверняка опытный политик и политтехнолог о них осведомлен и придумает ответные ходы».
Настроиться решительно
Сам политик подтвердил, что в настоящее время тестирует новые методы мэрии по переносу гайд-парков, и откорректирует свою дальнейшую тактику по итогам 3 марта, не исключая проведение несанкционированных акций. Компартия, к которой примыкает Матвеев, не поддерживает таких мер, предпочитая компромиссы. В качестве такового «красных» устраивает и парк «Нефтяников» – 23 февраля там провел митинг самарский горком КПРФ во главе с Константином Рядновым.
Однако оппозиционер Матвеев настроен более решительно. Для начала он созывает людей в сквере «Родина» 3 марта несмотря на запреты администрации. По плану коммуниста, народ соберется на тротуаре между сквером и проезжей частью и будет накапливаться, пока не создаст коллапс, или пока желающим помитинговать не уступят площадку. Если количество пришедших превысит 150 человек, парламентарий подаст это как встречу граждан с депутатом, что не запрещено законом.
«Уверен, 3 марта в сквере «Родина» не случится других акций. А всем пришедшим на митинг будут каким-то образом чинить препятствия – включать громкую музыку, закрывать ворота или что-то в этом роде. Все это ведет к радикализации отношений с властью. Если нам не дают хотя бы выйти и высказаться о проблемах массовых сокращений на производствах, безработицы, повышения коммунальных тарифов, значит, мы перейдем к другим методам. Будем готовить забастовки на крупных предприятиях, где ведутся сокращения. Думаю, резонанс от этого будет куда более громкий, нежели от одного митинга», – уверен Матвеев.
Фото: twitter.com / tweet_matveev