горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Москва
11 марта 2019, 19:30 0
Редакция «ФедералПресс» / Рустам Юнусов

Вместо бензина и дизеля. Общественная палата обсудила экологичность газомоторного топлива

В Общественной палате обсудили экологические аспекты развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) в России. На круглом столе были озвучены меры и предложения, связанные с поддержкой отрасли, а также прозвучали инициативы, реализация которых должна обеспечить защиту окружающей среды от вредных выбросов. Насколько экологично газовое топливо? На этот вопрос попытались ответить сегодня эксперты. Подробности – в материале «ФедералПресс».

ГМТ: польза и вред

В своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин призвал бизнес активнее участвовать в проектах по развитию рынка газомоторного топлива. Речь шла о сети заправок и топливных систем, использующих сжиженный природный газ. Так или иначе, но слова президента послужили поводом для обсуждения.

Как отметила председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева, «данный вид топлива начинает широко распространяться».

«Газомоторное топливо распространяется бурно, и многие прикрываются сегодня его экологичностью. А вот пока мы не знаем: так ли это? И хотелось бы все-таки понять, насколько экологичен данный вид топлива. Или все-таки он такой же, как и другие виды топлива», - отметила Дударева.

Альбина Дударева напомнила, что развитие инфраструктуры рынка газомоторного топлива предусмотрено специальной федеральной программой. Государство проинвестирует отрасль уже в этом году.

«Такая программа существует. В 2019 году в бюджете запланировано 4 млрд рублей для того, чтобы помочь рынку», – заявила глава комиссии ОП РФ.

По данным, озвученным в ходе круглого стола в Общественной палате, около 45 % выбросов загрязняющих веществ приходится на автомобильный транспорт. Так не вредит атмосфере даже обрабатывающая промышленность и предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды. Эксперты практически пришли к общему знаменателю: переход транспортных средств с бензина и дизельного топлива на природный сжиженный газ даст положительный эффект.

«Первый положительный эффект, как мне кажется, связан со снижением выброса углеводорода. Углеводороды являются одной из основных причин смога. Поскольку в результате тех химических реакций, которые происходят в воздухе под действием видимого света в присутствии оксидов азота, они как раз дают смог», – рассказал заведующий лабораторией Института нефтехимического синтеза Антон Максимов.

По словам экспертов, при использовании газа содержание в воздухе монооксида углерода (угарный газ) и оксида азота снижается. При отказе от дизельного топлива будет решена и проблема сажи.

Вместе с тем в бочке меда все же есть ложка дегтя. Сжигание газомоторного топлива провоцирует парниковый эффект, который, впрочем, меньше, чем от традиционных видов топлива. Во-вторых, много вопросов вызывает выделение формальдегида.

«Вместе с метаном существует, как правило, довольно приличный по сравнению с бензином и дизельным топливом выброс формальдегида. Но современные системы дожига практически полностью уничтожают этот вредный продукт», – заявил Максимов.

Направления развития и международный опыт

Разумеется, основной тезис для продвижения ГМТ – это экологическое регулирование. Несмотря на все издержки, газомоторное топливо, по мнению экспертов, отчасти позволит решить проблему загрязнения окружающей среды.

Но для эффективного продвижения ГМТ необходимы интеграция и кооперация между регуляторами, автопроизводителями, инфраструктурными и энергетическими компаниями. Также все меры бесполезны без объяснения потребителю, что ГМТ надежнее, безопаснее и экологичнее, нежели бензин или дизель.

«Очень важная часть, которая часто упускается, – это создание позитивного имиджа. Сегодня, если вы поговорите с людьми, далекими от темы газомоторки, вы услышите очень много мифов и легенд о том, как это страшно, как это взрывается», – рассказала эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Екатерина Грушевенко.

Пока с реализацией всевозможных программ, связанных с ГМТ, возникают проблемы. Например, чтобы выполнить поручение правительства «О расширении использования природного газа в качестве моторного топлива», необходимо производить 60 тысяч единиц транспорта в год. Для России эта задача оказалась неподъемной.

«К сожалению, производители не в состоянии освоить такой объем, и один из способов [осуществления перехода на ГМТ] – это переоборудовать [автомобили]. У нас в республике Татарстан есть такая программа», –заявил директор Департамента по взаимодействию с органами госвласти холдинга по производству техники Олег Парамонов.

Некоторые участники круглого стола обоснованно заметили, что переход на газомоторное топливо и переоборудование автомобилей потребует перерегистрацию транспортных средств. Также открытым остается вопрос доступности в России автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

Но, с другой стороны, существует международный опыт. К примеру, в Индии Верховный суд еще в 1998 году выпустил ряд инициатив, связанных с решением экологических проблем в Дели. Среди них – экономическое стимулирование замены автомобилей и такси, а также обновление парка автобусов. С опытом перехода на ГМТ знакомы в некоторых провинциях Китая, в Италии. А вот попытку реализовать подобные инициативы в Германии эксперты называют «европейским провалом». Неудача вышла из-за отсутствия инструментов, позволяющих обеспечить диалог между игроками топливного рынка и автопрома.

Подсказка Госсовету

По итогам круглого стола был сформулирован ряд предложений, связанных с развитием рынка газомоторного топлива. Речь идет о разработке пакета мер по переводу на ГМТ более 50 % городского транспорта (экоавтобусы, экотакси, коммунальная спецтехника). Напомним, согласно дорожной карте нацпроекта «Экология», этот пилотный проект будет реализован в 12 городах: Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Челябинске, Череповце и Чите. Это города с наибольшим объемом выбросов загрязняющих веществ в воздух.

В свою очередь, Общественная палата предложила разработать также пакет мероприятий по переводу на газомоторное топливо водного транспорта в пределах природоохранных зон. Пилот предложено реализовать на всей акватории Байкала и в части акватории Волги. Простимулируют переход на газотопливный флот перевозки по Северному морскому пути. Ожидается, что инициатива затронет не только автомобильный и водный транспорт, но и карьерную технику, и железнодорожный транспорт.

Свои предложения Общественная палата направит в рабочую группу Государственного совета РФ по направлению

Фото: РИА / Максим Богодвид

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1