Top.Mail.Ru
Общество
Челябинская область
0

Пассивный контроль? На Южном Урале создают сомнительный инструмент борьбы за чистый воздух

В Челябинской области началось создание единой системы мониторинга качества атмосферного воздуха. В правительстве считают, что эта мера позволит усилить контроль надзорных ведомств за предприятиями и заложит основу для реализации закона о квотировании выбросов, принятия которого в Госдуме ждут этой весной. По мнению общественников, усиление мониторинга не сможет повлиять на ситуацию с экологией без технологических изменений на самих производствах. Какого эффекта можно ожидать от новых мер экологических чиновников, выяснял «ФедералПресс».

Создание «группировки»

Министерство экологии Челябинской области закупило два новых поста наблюдения за качеством атмосферного воздуха в областном центре, потратив на эти цели более 30 млн рублей. Как выяснилось, это только начало создания единой системы мониторинга в регионе: в текущем году 10 млн рублей будет выделено на разработку проекта для этой работы. В систему войдут все посты наблюдения в городах области (в ближайшее время их численность будет значительно увеличена), лаборатории, в том числе передвижные, а также единый аналитический центр, где будет аккумулироваться вся информация о южноуральском воздухе.

В минэкологии считают, что развитие этой системы позволит более оперативно и точно регистрировать уровень загрязнения в наиболее проблемных с точки зрения экологии городах региона: Челябинске, Магнитогорске и Златоусте. Следовательно, в руках надзорных ведомств появится еще один эффективный инструмент реагирования на действия промышленных предприятий.

Существующие с советских времен в Челябинске восемь постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха (ПНЗ) Челябинского гидрометцентра, по мнению специалистов минэкологии и Росприроднадзора, уже давно не отражают действительной картины фонового загрязнения в областном центре, ведь город за последние десятилетия значительно вырос. Поэтому к постам Челябгидромета в 2019 году будут добавлены три новые ПНЗ, приобретенные на средства областного бюджета (два из них уже начали работу на северо-западе и северо-востоке Челябинска), и еще 6 постов мониторинга, которые будут перевезены в областной центр из Зауралья.

Как пояснили корреспонденту «ФедералПресс»в управлении Росприроднадзора региона, ПНЗ будут переданы из города Щучье Курганской области, где они устанавливались на период ликвидации химоружия. Эти работы закончились, и потребность в оборудовании отпала. Сейчас в Челябинске выбираются места для их установки: этот вопрос прорабатывается совместно специалистами минэкологии и управления Росприроднадзора.

По словам начальника управления экологического просвещения минэкологии Виталия Безрукова, вероятнее всего, к системе мониторинга будет добавлен существующий на улице Елькина пост управления Роспотребнадзора по Челябинской области. Этот момент сейчас уточняется. Таким образом будет создана «полная группировка», как назвал ее министр экологии Сергей Лихачев.

Помимо официальных ПНЗ в Челябинске, разнообразные датчики устанавливают экологические движения и общественные организации. Их оборудование и данные в новую систему мониторинга не войдут. «Мы не будем с общественниками строить общую систему мониторинга. Эта информация должна собираться в неком аналитическом центре, и доступ к ней будут иметь только те, кто может воздействовать на качество атмосферного воздуха», — заявил журналистам на открытии одного из ПНЗ губернатор Борис Дубровский.


Трудности кооперации

Соглашение между Росгидрометом и правительством Челябинской области о развитии региональной системы мониторинга было подписано еще в прошлом году. Но, как выяснилось, взаимодействие челябинского филиала метеорологической службы и экологических чиновников пока не налажено.

Как рассказала корреспонденту «ФедералПресс» заместитель начальника челябинского ЦГМС Ирина Попова, данные новых постов, приобретенных минэкологии, Челябгидромет не учитывает и продолжает строить работу на основании информации, полученной на восьми имеющихся с советских времен пунктов. Ирина Попова отметила, что оборудование на этих ПНЗ регулярно обновляется, но посты все равно не автоматизированы: пробы воздуха приходится отбирать вручную трижды в сутки.

Более того, пробы по некоторым веществам приходится отправлять в Екатеринбург, в Уральское УГМС, поскольку в лаборатории местного филиала для их анализа нет ресурсов. На вопрос, почему нельзя воспользоваться лабораторией при челябинском минэкологии, куда свозят пробы с новых постов, Попова ответила, что «бесплатно делать эту работу для них никто не будет».

Виталий Безруков, в свою очередь, рассказал, что и данные с Челябгидромета минэкологии получает не бесплатно. «Мы контракт с ними заключаем», – сообщил чиновник.

Между тем фоновое загрязнение, которое определяется Челябгидрометом с помощью ПНЗ, ложится в основу прогнозов неблагоприятных метеоусловий. А те, в свою очередь, могут оказать непосредственное влияние на деятельность предприятий, ведь промышленники обязаны регулировать мощности в зависимости от степени НМУ.

Таким образом, скорость обмена данными и анализа проб может существенно повлиять на качество и оперативность прогноза НМУ, а следовательно, и на своевременность реакции предприятий. Как заверила Ирина Попова, данные с новых постов в перспективе обязательно будут учитываться Челябгидрометом.

Наблюдать не значит влиять?

По мнению члена Общественной палаты Челябинской области Андрея Минченко, новая система мониторинга вряд ли позволит добиться каких-то кардинальных улучшений. «Это лишь один из инструментов, который используется для общей оценки ситуации, но влияет на нее весьма косвенно. То же самое, как лечить больного градусником», – поделился мыслями эксперт.

По словам Минченко, нужно сконцентрировать усилия не на прогнозировании и не на мониторинге, а на более жестком регулировании действий предприятий. «Снижение выбросов происходит из-за внесения технологических изменений и более качественного мониторинга на самих предприятиях, а не в жилой зоне», – считает эксперт.

Как сообщили «ФедералПресс» в управлении Росприроднадзора по Челябинской области, на самом деле чем больше постов, тем точнее позиционирование предприятия, где превысили нормативы по выбросам. «Система из восьми постов не давала возможности оперативных мер и выявления конкретного нарушителя. Новая сеть ПНЗ позволит по каждому факту нарушения определять точный источник выбросов», – сообщили в ведомстве.

В Росприроднадзоре региона также отметили, что в управлении уже наработана четкая практика привлечения предприятий к ответственности на основе данных с постов наблюдательской сети. Что касается систем мониторинга на самих промышленных объектах, то многие из них уже имеют специальные датчики. Но проблема в том, что они передают данные не по всем выбрасываем веществам, поэтому не дают четкой картины. Но крупные загрязнители в ближайшее время должны перейти на новые автоматизированные приборы учета.

Дело в том, что весной прошлого года приказом Минприроды РФ был утвержден список из 300 объектов, вклад которых в суммарные выбросы и сбросы загрязняющих веществ составляет не менее 60 %. В него вошли объекты крупнейших промышленных предприятий Южного Урала, в том числе основные челябинские загрязнители ЧЭМК и ЧМК. С 1 января 2019 года эти предприятия должны перейти на комплексные экологические разрешения и новые датчики, передающие данные в отдельности по каждому веществу.

На южноуральских предприятиях из перечня Минприроды корреспонденту «ФедералПресс» не смогли оперативно прокомментировать эту информацию. ЧЭМК недавно распустил пресс-службу, отдел по работе со СМИ ПАО «ЧМК» отказался от комментариев. Служба внешних коммуникаций ОАО «ММК» согласилась ответить позже и приняла редакционный запрос.

Новым для всех предприятий Челябинска вскоре станет и закон о квотировании выбросов, который в Госдуме должны принять в весеннюю сессию. Он изменит порядок регулирования деятельности предприятий и в части установления квот, и в части процедуры проверки со стороны надзорных органов. Предполагается, что порядок захода на промышленный объект для проверяющих ведомств значительно упростится.

Таким образом, получив данные о состоянии воздуха по новой системе мониторинга, контролирующим инстанциям будет легче определить источник выбросов, зайти на предприятие и буквально поймать за руку нарушителя. Не исключено, что в таких условиях правительству региона действительно удастся кардинально снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха, как того потребовал в своем последнем майском указе Владимир Путин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.