Российские авиакомпании вынуждены в этом году изменить правила провоза багажа и ручной клади в салоне самолетов, а также скорректировать тарифную сетку. Идти на эти шаги их вынуждает непростая финансовая ситуация, связанная с потерями авиаперевозчиков от роста цен на топливо в прошлом году. «ФедералПресс» собрал для читателей всю доступную на этот момент информацию по последним изменениям в правилах провоза вещей в самолете.
«Аэрофлот»
Главная российская авиакомпания, а также ее дочерний перевозчик «Россия» со 2 апреля ввели безбагажные тарифы. У «России» тарифы под названием «Лайт» введены на всех среднемагистральных направлениях, у «Аэрофлота» пока в тестовом режиме на рейсах в города Германии и Италии.
При этом национальный авиаперевозчик отменил самую дешевую линейку тарифов с багажом «Эконом бюджет». Перевозка по первому багажному тарифу «Эконом оптимум» обходится на 15–25 % дороже, писал РБК.
Стоимость одного места для багажа при покупке «лайтового» билета составит: на внутренних рейсах – 2500 рублей, на международных – 50 евро (3675 рублей). Действуют скидки при покупке билетов онлайн (2 тысячи рублей и 40 евро соответственно). Штраф за превышение допустимых габаритов (203 см по сумме трех измерений) – 5 тысяч.
«Победа»
С 18 февраля лоукостер ввел новые правила бесплатного провоза ручной клади. Он предложил пассажирам альтернативу – либо пользоваться старыми правилами, которые предусматривают «любое количество мест багажа и любой вес», но только в рамках размеров 36 на 30 на 27 см, либо новыми, установленными по решению Верховного суда. Согласно последним, можно брать в салон только одну единицу багажа весом до 10 кг и размерами 36 на 30 на 4 см плюс вещи из перечня, установленного «Федеральными авиационными правилами» (ФАП).
В этот список входят дамская сумка, портфель или рюкзак габаритами 36–30–23 см, букет, верхняя одежда, лекарства и питание для ребенка в полете, костюм в портпледе, детская люлька (при перевозке ребенка), используемые костыли, трость, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска, товары из duty free габаритами не более 10–10–5 см.
После этого Минтранс задумался о введении минимальных размеров ручной клади, а также поручил Ространснадзору проверить нормы «Победы». По сообщению ТАСС, такая проверка должна быть завершена к 12 апреля. Однако от минимальных требований к авиакомпаниям чиновники отказались, потому что в таком случае пришлось бы устанавливать их для каждой модели самолетов.
Red Wings
С 31 марта авиакомпания снизила бесплатный вес ручной клади в безбагажном тарифе с 10 до 5 кг. Кроме того, допустимые размеры ноши были снижены с 55–40–20 до 40–30–20 см. В тарифе «Стандарт», который допускает одно багажное место до 23 кг, были уменьшены максимальные габариты: с 203 до 158 см по сумме трех измерений.
«Ямал»
С 1 марта авиакомпания исключила ручную кладь из нормы бесплатного провоза багажа. В классе «Эконом» разрешено брать на борт одну единицу ручной клади весом до 5 кг, в «Бизнесе» – две по 10 кг. Размеры клади ограничены параметрами 55–40–20 см. Сверх нормы принимают вещи, перечисленные в ФАП (см. «Победу»).
«Азимут»
С 12 марта перевозчик снизил норму провоза ручной клади для тарифов T и U (группа тарифов «Легкий») с 10 до 5 кг. Действуют новые правила для тех, кто заказывает билеты на рейсы с вылетом начиная с 1 июня.
Nordwind
«Северный ветер» уменьшает допустимый вес багажа на регулярных и чартерных рейсах в экономклассе с 20 до 15 кг. Новые правила вступят в силу с 1 мая на всех направлениях, за исключением перелетов между Россией, Узбекистаном, Таджикистаном, Арменией и Азербайджаном.
Зачем они это делают?
Снижение количества перевозимого багажа позволяет компаниям сокращать издержки, а те, в свою очередь, уже не включаются в стоимость билетов. Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров напомнил «ФедералПресс», что около года назад были приняты поправки в ФАП, которые позволили авиакомпаниям продавать билеты без включения багажа в тарифы. Этим сразу же воспользовалась «Победа», а за ней и классические авиакомпании.
«Авиакомпании по большому счету ничего не потеряли в доходах. Потому что они отказались от услуг третьей стороны. Стоимость перевозки багажа – это не деньги авиакомпании, это деньги, которая она платит аэропортам вылета и прилета за прием, погрузку и выгрузку багажа, на расход керосина, который сжигает каждый килограмм груза», – отметил эксперт.
Коррекция норм провоза вещей и введение безбагажных тарифов скорее всего не приведут к снижению цен на авиабилеты, но позволят удержать рост цен, отметил Гусаров. Эти меры уже помогли это сделать: при росте затрат авиакомпаний на 20–30 % в 2018 году тарифы перевозчиков выросли на порядок меньше.
В России безбагажные тарифы впервые были введены в 2015 году авиакомпанией S7. В «Аэрофлоте» введение безбагажных тарифов объясняют тем, что граждане все чаще совершают перелеты с небольшим рюкзаком или сумкой. В «Туту.ру» подтверждают эту тенденцию: сейчас доля билетов без багажа при перелетах по России составляет 39 %, тогда как в 2017 году их было 24,4 %.
В пресс-службе сервиса путешествий отмечают, что безбагажные поездки в среднем на четверть дешевле багажных. С багажом средняя цена составляет около 8 тысяч, без багажа в 2017–2018 годах она была 6 тысяч, в этом году снизилась до 5 тысяч.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что изменения принимаются только в пользу авиакомпаний: «Места достаточно много есть и в салоне, и в багажном отсеке. Авиакомпании просто экономят на расходах. А когда они так ограничивают размер ручной клади, как это делает «Победа», то просто хотят собрать дополнительные деньги. Они летают на тех же самолетах, что и другие компании, и размеры полок там стандартные. Будет ли дешевле летать по безбагажным тарифам – это неизвестно, авиакомпании не показывают точную статистику. Это только слова».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, Евгений Поторочин; Pixabay.com