Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Усиливается пропагандистская война, обмен упреками». С чем страны Восточной Европы подошли к юбилею освобождения от фашизма

В Москве прошло третье заседание Международной комиссии Российского исторического общества (РИО), на котором обсудили актуальные вопросы, связанные с юбилеем освобождения Европы от фашизма. В 1944-1945 годах Красной армией были полностью или частично освобождены от нацизма девять европейских стран: Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия, Польша, Австрия, Дания и Норвегия. Спустя 75 лет, коллективная память о войне стала фрагментарной и разрозненной: где-то говорят об этом периоде истории как об освобождении, где-то – как об оккупации. О подвиге советских солдат и о памяти – в материале «ФедералПресс».

Регионы забвенья: мнения и факты

Научная дипломатия – это ключ к урегулированию отношений между государствами. С таким посылом выступил на третьем заседании Международной комиссии РИО председатель общества Сергей Нарышкин. По его мнению, сотрудничество профессиональных историков из разных стран может восстановить консенсус в вопросе коллективной памяти о Второй мировой войне.

Как рассказал «ФедералПресс» сопредседатель РИО, академик РАН Александр Чубарьян, существует методологически неверный подход в интерпретации событий 75-летней давности.

«Некоторые страны считают, что не было освобождения. Просто одна оккупация заменила другую. Но я думаю, что есть методологически неправильный подход. Можно по-разному оценивать характер государств, характер режимов, которые были установлены – это совсем другая история. Но там ничего не было бы, если бы был нацизм, поэтому освобождение – это очевидная вещь, которая позволила пойти им по какому-то пути и восстановить свою государственность. В интерпретациях, которые есть, много политических спекуляций. Это не исторические, классические, академические подходы», – отметил Чубарьян.

Похожее мнение неоднократно высказывали и другие участники дискуссии. Так, по словам академика национальной академии наук Украины Петра Толочко, сегодня наблюдается деформация исторической памяти, связанная с утратой ощущения единого прошлого.

«Не все периоды нашей истории освещаются корректно. В силу исторических обстоятельств и у нас в Украине, и в Белоруссии произошла деформация исторической памяти. Мы забыли или постепенно забываем, что мы вышли из одного корня, из Древней Руси, из древнерусской народности и стали себя больше отождествлять то с Литовским княжеством, то с Речью Посполитой. Но были и глубинные корни, которые нас питают и сегодня», – отметил Толочко.

Куда серьезнее проблема с памятью наблюдается в Прибалтике. По словам руководителя отдела истории XX века Института истории Литвы Чесловаса Лауринавичуса, конфликт, связанный с памятью, только нарастает.

«Тема очень болезненна для литовского общества. В Литве понятие «освобождение», по существу, отсутствует. Конечно, это печально, но еще более печально то, что усиливается пропагандистская война, обмен упреками», – отметил Лауринавичус.

Как отметили участники заседания, дискурс коллективной памяти выплёскивается в политику. К примеру, совсем недавно сотрудница Центра геноцида жителей Литвы и сопротивления Вида Комичене высказала мнение, что республика была «донором Советского Союза», и якобы Литва подсчитывает ущерб от «советской оккупации». Подобной позиции придерживаются многие в Латвии и Эстонии.

«Явно прослеживается двойная цель: с одной стороны, это стремление оправдать политику балтийских стран, начиная с 1939 года, а с другой – возложить на Советский Союз максимальную ответственность за годы войны. Мы как историки должны что-то сделать, чтобы наши отношения между государствами были нормальными», – заявил ведущий научный сотрудник Института гуманитарных наук Таллиннского университета Магнус Ильмярв.

От следов «господства коммунистического тоталитарного прошлого» освобождается и Украина. За последние четыре года в этой стране было переименована почти тысяча населённых пунктов, снесено более двух тысяч памятников.

Восприятие сквозь призму науки

Если отбросить популистские высказывания западных политиков о компенсациях за оккупацию, избавиться от налета оценочных суждений, то перед нами откроется широкое пространство исторических исследований. Сегодня издаются десятки монографий, посвященные теме освобождения Восточной Европы. Проблематику разрабатывают не только отечественные институты, но и ученые из других стран мира. Так, в рамках РИО существует комиссия Россия – Австрия. Австрийские ученые нашли захоронения около 90 тысяч российских солдат.

«Мы о каждом знаем то, где он похоронен. Все это опубликовано, передано господину Путину. Это для нас не только святое, но и наука. Мы все вместе сделали, все вместе», – рассказал в ходе заседания директор Института по изучению последствий войн им Л. Больцмана (Австрия) Стефан Карнер.

Историки прогнозируют, что освобождение Восточной Европы – это колоссальная тема для исследований, ею будут заниматься еще долгие годы. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов выделил несколько тезисов или направлений. В первую очередь, освобождение Восточной Европы – неотъемлемая часть Второй мировой войны, безальтернативность такого суждения укладывается в военную и историческую логику.

«Военная ценность заключается в том, что советская армия, Красная армия на этом периоде уже показывала свое техническое, тактическое превосходство, умение планировать и реализовывать крупномасштабные операции. Это колоссальный контраст с первым периодом Великой Отечественной войны, где многое строилось на горькой смеси героизма солдат, страдания порабощаемого населения нацистами. Проявленной бездарностью многих начальников. Восточноевропейский поход Красной армии показывает в ином виде военно-стратегический потенциал государства», – заявил Торкунов.

Освобождение Восточной Европы, по его словам, превратило Советский Союз в глобального международно-политического игрока. Все договоренности, достигаемые в период до перехода границы, несли в себе явный или скрытый элемент обусловленности.

«С начала похода все союзнические договоренности приобретают иную ценность. Их валидность усиливается кратно. Именно с весны 1944 года можно говорить о том, что Советский Союз приобрел глобальное измерение, которое сохранилось вплоть до 1991 года и которое унаследует современная Россия», – рассказал Торкунов.

Освобождение шло и при активном участии самих европейцев, и этот вклад тоже, по словам Торкунова, никогда не забывался. В период освобождения Восточной Европы происходит становление государственности, прочерчиваются геополитические линии, начинаются сложные процессы адаптации к новой реальности. К тому же, освобождение Восточной Европы позволило сформировать досье на Германию, стало известно о преследованиях евреев, о концентрационных лагерях. Эти темы с каждым днем становятся все более актуальными для науки, изучаются не только в рамках исторической дисциплины, но и на междисциплинарном уровне.

Для России международные конференции, связанные с вопросом освобождения Восточной Европы, – это импульс диалога с точки зрения двухсторонних дискуссий, отметили участники заседания.

Фото: Рустам Юнусов

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.