В Челябинске решается судьба общественного транспорта, а вместе с ней, не исключено, – и судьба ряда городских чиновников. На эту тему, а также на тему дорожных проблем сегодня проведет совещание врио губернатора Алексей Текслер. Ожидается, что среди прочего мэрия будет лоббировать выкуп в муниципальную собственность инфраструктуры и подвижного состава обанкротившегося МУП «ЧелябГЭТ». Эту идею эксперты уже окрестили грандиозной аферой, а некоторые даже удобным способом кражи денег. Согласие с ней Текслера может плохо сказаться на его рейтинге, что опасно в преддверии выборов. Отказ чреват тем, что город рискует остаться без транспорта: социально значимое имущество предприятия-банкрота скоро будет выставлено на торги. Меж тем, как выяснил «ФедералПресс», администрация успела принять решение без визы главы региона. Подробности – в нашем материале.
За деньгами к и. о. губернатора
На прошлой неделе администрация Челябинска анонсировала намерение выкупить подвижной состав и обслуживающую инфраструктуру у МУП «ЧелябГЭТ», признанного банкротом в октябре 2017 года. Сейчас этим имуществом на правах аренды пользуется созданное в том же 2017 году ООО «ЧелябГЭТ», куда перешли на работу и сотрудники предприятия-банкрота. ООО, как и прежде МУП, находится в 100-процентном владении мэрией.
Часть имущества МУП уже выставлено на торги. На сайте единого реестра сведений о функционировании субъектов экономической деятельности выставлено 28 лотов несостоятельного челябинского предприятия с суммарной начальной стоимостью 60,6 млн рублей. Правда, среди них нет электротранспорта и обслуживающей его инфраструктуры. По информации представителей конкурсного управляющего делами МУП, эти позиции будут выставлены на торги на следующей неделе.
Как сообщил корреспонденту «ФедералПресс» начальник управления транспорта администрации Челябинска Максим Кичеев, имущество, которое будет выкупаться, стоит очень больших денег. Речь идет о сумме в 1,8 млрд рублей. «На сегодняшний день город заинтересован в этом; думаю, будем выкупать. Сейчас решается вопрос по финансированию», – рассказал Кичеев.
Получить такую сумму мэрия может только из одного источника – регионального бюджета. Если у руководства города были какие-то договоренности на эту тему с экс-губернатором Борисом Дубровским (что нельзя исключать, поскольку конкурсное производство по МУП «ЧелябГЭТ» началось почти два года назад), то они аннулировались вместе с его отставкой. Даст ли деньги новый врио губернатора – большой вопрос.
«Если регион нам такие деньги не предоставит, я думаю, таких денег мы не найдем, – рассказал «ФедералПресс» председатель комиссии по бюджету и налогам Челябинской гордумы Дмитрий Довженко. – У города сейчас в бюджете такой суммы нет и не предусмотрено, и ни из каких статей ее взять нельзя».
Депутат отметил, что в гордуму не поступали документы о том, чтобы включить эту сумму в бюджет текущего года.
В ООО «ЧелябГЭТ» не смогли оперативно ответить, сколько единиц подвижного состава и объектов инфраструктуры используется компанией по договорам аренды. Помощник руководителя ООО, депутата гордумы Александра Павлюченко отметила только, что никакого дополнительного транспорта в ООО «ЧелябГЭТ» не приобреталось. «Мы просто эксплуатирующая организация», – сообщила представитель компании.
Согласно открытым данным на «Федресурсе», ООО «ЧелябГЭТ» 4 марта текущего года уже приобрело один из лотов по МУП «ЧелябГЭТ»: экскаватор с тракторным ящиком за 303 тыс. рублей. Что касается электрического общественного транспорта, по мнению экспертов, все, что досталось от МУП одноименному ООО, находится в плачевном состоянии.
«Подвижной состав в принципе в состоянии металлолома. Рельсы и контактный провод – тоже, да они и не нужны», – поделился с «ФедералПресс» мнением известный в Челябинске транспортный эксперт Яков Гуревич.
По словам Гуревича, обозначенных 1,8 млрд рублей хватило бы на первоначальный взнос, чтобы взять в лизинг порядка 100 новых трамваев и 300 автобусов. «Другое дело, что прежде, чем покупать, надо еще много чего другого сделать. Сначала нужно привести в порядок дороги, инфраструктуру, управление. В сегодняшнюю инфраструктуру выставлять новый подвижной состав нельзя: она не выдержит нового транспорта. Да и транспорт будет угроблен старой инфраструктурой», – считает эксперт.
Транспорт МУПа, переданный в ООО ЧелябГЭТ, эксперты сравнивают с металлоломом
Большой лот для мэрии
Однако вряд ли в случае положительного решения Текслера мэрия сможет направить средства на новый подвижной состав. Как сообщила «ФедералПресс» помощник конкурсного управляющего по делам МУП «ЧелябГЭТ» Александра Плаксей, в арбитражном суде региона сейчас рассматривается иск о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, в том числе муниципального образования город Челябинск.
«Если судом будет установлена вина администрации в совершении действий, которые привели к банкротству МУП «ЧелябГЭТ», то по закону о банкротстве они несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Это означает, что непогашенный остаток долга станет ответственностью города», – объяснила Александра Плаксей.
Как сообщила представитель конкурсного управляющего, сейчас к МУП «ЧелябГЭТ» предъявлены требования в сумме 1 млрд 34 млн 317 тыс. рублей. Еще есть текущие расходы, которые возникли после заявления суда о признании должника банкротом. Они учитываются отдельно и погашаются во внеочередном порядке. Это порядка 800 млн рублей.
Таким образом, независимо от решения Текслера челябинская мэрия рискует «попасть» на те же 1,8 млрд рублей. Но в случае с выкупом имущества банкрота в Челябинске хотя бы сохранится непрерывное сообщение пусть и изношенного, но действующего электротранспорта и не будут ликвидированы рабочие места тех, кто его обслуживает.
В этом контексте неудивительно, что мэрия заранее согласовала с конкурсным управляющим технические моменты так называемого выкупа. Дело в том, что напрямую администрация не может выкупить имущество, включенное в конкурсную массу, это можно сделать только через торги. Причем участвовать в них от имени мэрии должно некое юрлицо, которое в дальнейшем будет перевозчиком. Закономерно предположить, что это будет ООО «ЧелябГЭТ».
«Администрация приняла решение, что все имущество, которое обеспечивает перевозки пассажиров электрическим транспортом на территории Челябинска, является социально значимым. Поэтому оно будет продаваться единым лотом. Закон о банкротстве предусматривает продажу социально значимого имущества именно в таком порядке. А возможность формирования лотов, технические моменты были определены по согласованию с администрацией», – уточнила Плаксей.
Плаксей не исключила, что в торгах могут проявиться и другие участники. Но обязательным условием для них будет являться дальнейшее заключение договора с мэрией на перевозку электрическим транспортом. Эксперт отметила, что на таких торгах, как правило, перекупов не бывает. И цена достаточно высока для небольших коммерческих организаций.
Таким образом, наиболее вероятный сценарий развития событий выглядит так. ООО «ЧелябГЭТ» заявится на торгах и будет единственным участником. И выкупит тот самый единый лот, в который вошли подвижной состав и обслуживающая инфраструктура. То есть то имущество, которым пользуется с 2017 года по договору аренды.
Город останется с транспортом, мэрии не присудят долг МУП «ЧелябГЭТ», все должны быть довольны. Другое дело, что в обществе давно укоренилось определенное мнение относительно ситуаций с челябинскими МУП. И остается открытым вопрос: будет ли ООО «ЧелябГЭТ» играть на понижение в предстоящем аукционе или сразу заявится на лот по первой, рыночной, как сказала Александра Плаксей, цене в 1,8 млрд рублей?
От решения Текслера может зависеть судьба электротранспорта Челябинска
Удар по имиджу Текслера
МУП «ЧелябГЭТ» не первое предприятие-банкрот в истории Челябинска. В этом ряду стоят также МУП «ДРСУ», МУП «ЧАТ» (в случае с которым по части лотов был назначен тот же конкурсный управляющий, что и по МУП «ЧелябГЭТ), МУП «ЧКТС» и последний убиенный – МУП «Горэкоцентр».
Известный челябинский политолог Александр Подопригора еще в 2017 году писал в своем блоге о схемах «превращения чиновниками бюджетных денег в частные через многочисленные регулярно банкротящиеся МУПы». Например, при Евгении Тефтелеве город выкупил у обанкроченного МУП «ЧАТ» («то есть у самого себя», как отметил Подопригора) старую технику за 350 млн рублей. Текущую ситуацию с ЧелябГЭТ эксперт уже назвал «грандиозной аферой».
Яков Гуревич в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» также назвал предстоящий выкуп на аукционе «удобным способом кражи денег» и «удобным механизмом отсоса денег из бюджета». По мнению эксперта, городские чиновники сейчас пытаются «втянуть» Текслера в эти «технологии».
По словам известного южноуральского политолога Андрея Лаврова, в этой ситуации врио губернатора необходимо принять крайне сложное решение. «На месте Текслера я бы очень аккуратно отнесся к этому предложению и максимально посмотрел бы все возможные варианты, провел совещания с юристами, силовиками. Потому что в глазах общества это точно мошенничество. И его замазывают в одну краску со всеми. Конечно, это будет удар по его имиджу», – отметил эксперт.
По мнению Лаврова, вполне возможно, что у Текслера не будет другого выхода и ему придется пойти на эту «сделку», чтобы не останавливать транспорт в городе и не вызвать социальный коллапс.
«Судя по тому, как тщательно Текслер относится к сбору информации, я думаю, он представляет себе значимость этой темы и этих решений в общественном мнении Челябинска», – подытожил политолог.
Напомним, на пресс-конференции на прошлой неделе Алексей Текслер обозначил проблему транспорта как одну из ключевых в городе. «Решения нужно принимать немедленно: что творится с общественным транспортом в Челябинске, не может устраивать никого», – заявил тогда врио губернатора. Тогда же Текслер сообщил, что кадровые решения относительно мэрии Челябинска неизбежны. Приниматься они будут исходя из тех результатов, которые покажут чиновники в работе над городскими проблемами.