горячие темы Смотреть Скрыть
Промышленность
Самарская область
19 апреля 2019, 14:13 0
Редакция «ФедералПресс» / Роман Арсенин

Уступи дорогу. «АвтоВАЗ» променял Европу на Азию?

«АвтоВАЗ» активно осваивал европейский рынок с начала «нулевых»
«АвтоВАЗ» активно осваивал европейский рынок с начала «нулевых»

«АвтоВАЗ» объявил о прекращении экспорта в Европу моделей Lada на подъеме продаж «в связи с внедрением в ЕС новых экологических стандартов». Руководство завода планирует вернуться на этот рынок через несколько лет с новой моделью, отвечающей современным требованиям. Эксперты не исключают, что таким шагом партнеры «АвтоВАЗа» из альянса Renault – Nissan хотят освободить европейский сектор от российских автомобилей, чтобы нарастить реализацию там своей продукции. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Вернемся через несколько лет

«АвтоВАЗ» активно осваивал европейский рынок с начала «нулевых», несмотря на необходимость сертификации продукции в соответствии с требованиями ЕС по содержанию вредных веществ в выхлопных газах. Соблюдение экологических стандартов «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5» и, наконец, «Евро-6» требовало дополнительных затрат. Однако завод неизменно экспортировал в страны Европы, преимущественно в Прибалтику, от двух тысяч автомобилей в год.

В 2016-м рост продаж на этом рынке составил почти 90 %, и последующие два года динамика сохранялась. Как сохранялся и интерес европейских покупателей к автомобилям Lada. Самой популярной моделью, по данным агентства «АВТОСТАТ», оставалась трехдверная Lada 4х4 (более 70 % от общего числа продаж), а на смену Priora и Kalina пришли Vesta и Vesta SV. По итогам 2018 года «АвтоВАЗ» продал европейцам 5,1 тыс. машин: 3,2 тыс. в Латвии, 609 в Словакии, 454 в Венгрии, примерно по 300 штук в Эстонии и Болгарии и 123 в Литве.

cc0cb9765cfa0ad76e14ec10711ea0be.jpg

Как отмечают эксперты АВТОСТАТа, за последние три месяца на всех крупнейших рынках Европы наблюдается падение продаж легковых автомобилей на 3,2 %, что так или иначе коснулось всех автопроизводителей. Так, продавший наибольшее количество машин в ЕС за март Volkswagen (185 925 шт.) потерял 3 % от предыдущих продаж, Peugeot (102 тыс. 448 шт.) потерял 4,4 %, а Ford (112 784 шт.) – 15,5 %.

902169c7ae2bf6b5b2ebbf6d9bbe3125.jpg

На этом фоне «АвтоВАЗ», хотя и не избежавший незначительного падения экспорта в марте (минус 1,3 % по сравнению с 2018 годом), в первом квартале показал положительную динамику на уровне 2,4 %, реализовав 1,3 тыс. машин, включая новые модели Lada.

Тем не менее в апреле 2019 года руководство предприятия сделано неожиданное заявление об отказе от экспорта автомобилей в Европу «в связи с ужесточением экологических норм». В пресс-службе «АвтоВАЗа» подробности такого решения не раскрывают.

«На какое-то время компании придется завершить экспорт в этом регионе. Но это не значит сокращение экспортных нагрузок в целом. Сам по себе экспорт нашей продукции растет. Через несколько лет мы вернемся на этот рынок с принципиально новой моделью, разработанной совместно с альянсом «Рено – Ниссан», которая будет соответствовать европейским требованиям», – прокомментировал «ФедералПресс» директор по связям с общественностью ПАО «АвтоВАЗ» Сергей Ильинский.

«Логически верное решение»

Намек на уход отечественного производителя с европейского рынка осенью прошлого года делал экс-президент завода Николя Мор, упомянув об очередных европейских изменениях в нормах токсичности выхлопов. И хотя на автогиганте внедрили актуальный по сей день для легковых машин западный стандарт по выбросам углекислого газа «Евро-6», этого оказалось недостаточно.

«По всей видимости, такое решение связано с вступлением в силу 1 сентября прошлого года стандарта WLTP (Worldwide Harmonized Vehicle Test Procedure – новый испытательный цикл и методика измерения расхода топлива, выбросов CO2 и других загрязняющих веществ для легковых автомобилей. – Прим. ред.), соответствие которому, скорее всего, потребует в дальнейшем дополнительных финансовых вложений, – считает руководитель пресс-службы АВТОСТАТа Азат Тимерханов. – Учитывая, что продажи автомобилей Lada в Евросоюзе очень малы (их доля ниже 0,1 % всего рынка), компания приняла логически верное решение».

С этой точкой зрения согласен генеральный директор ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев: «Завод продает европейским странам в общей сложности чуть больше пяти тысяч машин в год. При общем объеме продаж в районе 300 тысяч это капля в море. Если бы речь шла хотя бы о 30 тысячах автомобилей, был бы повод для раздумий, но сейчас его нет. Нужно развиваться на российском рынке и концентрироваться на рынках стран, где нет таких экологических требований и где продукт «АвтоВАЗа» будет более востребован, что производитель и делает».

«Да, такой шаг повлечет закрытие европейских дилерских центров компании, но это нельзя назвать неблагоприятными последствиями для производителя. Как и то, что место компании на европейском рынке займут другие. Нельзя сказать, чтобы компания удерживала там сколь-нибудь серьезную нишу. Зацикливаться на Европе и нести убытки ни к чему, когда можно сосредоточиться на рынках Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Северной Африки и развивать продажи там», – добавил Моисеев.

Однако другого мнения придерживается промышленный эксперт Леонид Хазанов: «Я не считаю подобное решение стратегически правильным. Действительно, в Европейском Союзе ужесточаются экологические требования к автомобилям, но вводятся они в действие не одномоментно, а постепенно. Поэтому отказываться от завоеванной ниши на европейском рынке, даже если она мизерная, не стоит. Чтобы вернуть утраченные позиции, может потребоваться 5–7 лет. А за время отсутствия Lada ее место займут китайские бренды, выбить которые будет явно непросто».

Эксперт предполагает, что за данным решением стоит руководство всего альянса «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan», которое ставит цель помочь продажам других брендов в Европейском Союзе. «Например, известно, что в марте сбыт брендов Renault рухнул на 5,6 %, зато продажи Dacia подскочили на 22,2 %. Может быть, в «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan» хотят оказать содействие кому-то из них или обоим сразу», – предположил Хазанов.

Ориентироваться же исключительно на продажи на российском рынке тоже не стоит, полагает эксперт: «Он далеко не резиновый, равно как и покупательская способность населения, – они оба в ближайшие несколько лет могут просесть из-за стагнации в экономике нашей страны. К тому же нельзя сбрасывать со счетов возможное секвестирование государственных программ поддержки автомобилестроения – оно явно нанесет по нему сильный удар».

Пока, по данным Ассоциации европейского бизнеса, дела с реализацией новых автомашин в России у «АвтоВАЗа» складываются успешно: в 2018 году продажи выросли на 15,6 %, до 360 млн 204 тыс. штук, в первом квартале 2019 года – на 4,1 %, до 82 млн 363 тыс. штук. Но, как заключает промышленный эксперт, рыночная конъюнктура не стоит на месте и все может в скором времени измениться в худшую сторону.

Фото: vaz.ru

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Компании
АвтоВАЗ
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1