горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
Саратовская область
21 марта 2019, 15:20 0
Редакция «ФедералПресс» / Евгений Трухачев

Букет совпадений. Проблемы завода «Тролза» накапливаются снежным комом

Для лидера троллейбусной отрасли настали непростые времена

Вокруг одного из самых успешных предприятий Саратовской области, Энгельсского троллейбусного завода, сгущаются тучи. В последние месяцы предприятие столкнулось с несколькими серьезными проблемами. Из-за нехватки оборотных средств «Тролза» была вынуждена перейти на особый режим работы. А неделю назад правоохранители задержали гендиректора завода. Некоторые считают эти совпадения не случайными. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Троллейбусы не продаются

Неприятности «Тролзы» (входит в ГК «Букет») начались летом прошлого года, когда к производителю нагрянула проверка Росстандарта. Ревизоры обнаружили десятки несоответствий продукции сертификатам и техрегламентам. Заводу предписали привести документы в порядок, а до тех пор запретили продавать троллейбусы.

«Тролза» попыталась обжаловать решения контрольного органа, однако все требования завода в суде были отклонены. В феврале этого года апелляционный суд оставил в силе отказ по самому крупному иску, в котором шла речь о 24 нарушениях. Решение Росстандарта парализовало экономическую деятельность предприятия, перекрыв ему основной источник дохода. «Тролзе» стало не хватать оборотных средств.

По данным саратовских СМИ, заводу по-прежнему запрещено продавать троллейбусы. Это уже привело к срыву ряда контрактов предприятия. В частности, «Тролза» не поставила 7 троллейбусов с автономных ходом к Универсиаде в Красноярск. Задерживаются поставки машин в Курск и Чебоксары, а также по контракту с Государственной транспортной лизинговой компанией (согласно ему в 2018–2020 годах завод должен поставить 150 троллейбусов для Севастополя).

27 февраля губернатор Саратовской области Валерий Радаев заявил о том, что производство на «Тролзе» приостановлено, а 800 работников отправлены в вынужденные отпуска. На самом предприятии сказали, что информация у главы региона устарела. Завод, действительно, вынужден был на время остановить линию, но 26-го числа рабочие снова вернулись в цеха. Но завод работает в «особом» режиме.

Вопрос жизни и смерти

Горести крупнейшего производителя троллейбусов в России на этом не закончились. В феврале один за другим к «Тролзе» были поданы два крупных иска. «БМ-Банк» (бывший «Банк Москвы» после вхождения в группу ВТБ) потребовал с завода 1 млрд, а ГТЛК – 763 млн рублей.

«Тролза» оказалась поручителем по кредиту Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ), приобретенного «Букетом» в 2013 году. Группа выкупила пакет акций у мэрии Москвы, а также долг предприятия перед «Банком Москвы», обязуясь выплатить последнему 4,6 миллиарда в рассрочку в течение нескольких лет. До конца 2018 года «Букет» должен был перечислить банку очередной транш в 1 млрд рублей, которого у него не оказалось. Теперь эта сумма предъявлена к ТМЗ, дочерней структуре «Букета», компании «Арно», и «Тролзе».

ГТЛК требует с предприятия неустойку по договору от декабря 2017 года. Судя по всему, речь идет именно о поставках троллейбусов в Крым.

В этот напряженный момент, когда от предприятия требуется максимум усилий, чтобы удержаться на плаву, последовал еще один удар. 13 марта был задержвангенеральный директор предприятия Иван Котвицкий. Ему вменяется в вину преступление, совершенное аж в 2015 году. По версии следствия, ФНС тогда выявила неуплату предприятием налогов на 90 миллионов. Руководитель предприятия поручил главному бухгалтеру подкупить налогового инспектора, вручив ему 2 миллиона, чтобы тот снизил размер недоимки.

869df00288ee442dccba1e79fa6516cd.jpg

Котвицкий пришел на «Тролзу» в 2012 году. Ему предприятие обязано расширением своих российских и международных связей (продукция поставлялась в Аргентину, Колумбию, Киргизию, а в Таджикистане было открыто сборочное производство). При нем были внедрены новые образцы троллейбусов с автономным ходом и электробусов. Перспективы у предприятия были хорошими. Регионы стали активнее закупать новый электротранспорт, в том числе при поддержке государства, начал расти рынок электробусов. Предприятие получило предложение от КамАЗа по кооперации в производстве электробусов. Теперь же, в наиболее драматичный момент, завод оказался фактически обезглавлен, а рынок осваивают конкуренты.

Как предприятие будет справляться с проблемами, непонятно. Котвицкий в суде упирал на то, что без него решение вопросов с поставками и долгами окажется под угрозой. Тем не менее, суд отправил его под домашний арест. Сегодня должно состояться заседание по иску «БМ-Банка», на котором «Тролза» собиралась предложить кредитору мировое соглашение. Согласится ли он, учитывая негативный фон, – большой вопрос.

экспертное мнение
Денис Галицкий
06.02.2019, 12:29

«Сложно вспомнить, в каких городах мира троллейбусы еще остались»

Пресс-служба «Тролзы» сегодня распространила официальное заявление коллектива, в котором сказано, что предприятие «приложит все усилия, чтобы продолжить в полной мере исполнять все имеющиеся у предприятия обязательства». Ведутся переговоры о получении заводом необходимых оборотных средств. Коллектив выражает полную поддержку Котвицкому и указывает: «Отсутствие генерального директора на рабочем месте в дни, когда решается вопрос жизни или смерти завода, может крайне пагубно сказаться на нашем предприятии».

«ФедералПресс» направил «Тролзе» вопросы о состоянии предприятия и планах по выходу из кризиса. В пресс-службе пообещали ответить на запрос позднее.

Совпадения?

Череда нескольких ударов по «Тролзе» уже породила конспиративные теории о том, что все ее проблемы связаны друг с другом. В телеграм-каналах рассуждают о том, что предприятие могло стать жертвой «заказа» или начинающегося рейдерского захвата. Впрочем, стороны, которым может быть выгоден крах предприятия, не называются.

В прессе проблемы «Тролзы» ставят в один ряд с процессами, происходящими во всей группе «Букет», подконтрольной Владиславу Бурову. В прошлом году она освободилась от своего крупнейшего актива – масложирового холдинга «Солнечные продукты», продав его «Русагро» Вадима Мошковича. Новый собственник запустил банкротство предприятий холдинга, чтобы «очистить» их перед интеграцией.

«Ведомости» писали также об интересе Мошковича к девелоперским проектам «Букета» – компании B2B Development и ТМЗ, территория которого на северо-западе Москвы уже не первый год рассматривается как перспективное место для жилой застройки. В феврале сообщалось также о выемках документов в связанном с «Букетом» «Нижневолжском коммерческом банке» (в организации объяснили, что силовики интересовались не самим банком, а счетами юрлиц). Сейчас официальный сайт «Букета» недоступен.

«Отражение большой политики»

Опрошенные «ФедералПресс» эксперты не поддержали теорию рейдерского захвата или организованной атаки на «Тролзу», тем не менее, сочли странным, что следствие в столь неподходящее время вернулось к делам четырехлетней давности.

Сопредседатель общественного совета при министерстве промышленности Саратовской области Сергей Лисовский считает, что ключевым во всей истории стало решение собственников завода сделать его поручителем по кредиту ТМЗ. «Ясно, что это решение не самого завода, а вышестоящего холдинга. Ничего хорошего от этого ожидать не приходится. Очень сложно будет распутать весь этот клубок и поставить завод на прежнюю колею, но сделать это нужно. Что касается того, почему подняли дело директора от 2015 года, я думаю, здесь какая-то связь со всеми предыдущими событиями есть», – сказал промышленник.

По мнению уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе Михаила Петриченко, в случае с претензиями Росстандарта больший вред предприятию нанесли даже не сами действия госоргана, а огласка в СМИ. Котвицкого обвиняют по коррупционной статье, поэтому омбудсмен не может вмешиваться в это дело.

3eae20adb8e3a12ab0d12c70cf4fbe41.jpg

«Беда одна не приходит, если начинается что-то одно, то приходит и другое. Думаю, что органы управления не должны допустить того, чтобы отсутствие директора как-то сказалось на работе предприятия. Поэтому каких-то глобальных катаклизмов там не должно быть», – считает Петриченко.

Политолог Александр Пантелеев полагает, что к проблемам «Тролзы» мог привести также недостаточный спрос на новый электротранспорт в России: «Муниципалитеты находятся на голодном пайке, денег на покупку новых троллейбусов нет. Отсюда все вытекающие последствия. Директор, который попал в эту мясорубку, скорее всего, просто пытался как-то решить эти проблемы».

Дело Котвицкого политолог считает «кампанейщиной». В то же время он напомнил, что «Тролза» ассоциируется с именем председателя Госдумы Вячеслава Володина (до середины нулевых он был акционером «Букета»), и не исключил, что проблемы и «Букета», и завода могут быть отдаленным проявлением политической борьбы в верхах. «Наверху идет борьба за власть. Это отражение большой политики. Паны дерутся, а у холопов чубы трещат», – сказал Пантелеев.

Фото: Евгений Трухачев

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Подписывайтесь на Email рассылку
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Twitter 1