Завтра, 30 мая, Железнодорожный районный суд Красноярска должен огласить приговор бывшему депутату горсовета Аркадию Волкову. Ему вменяется мошенничество и получение взяток, обвинение требует для него 11 лет лишения свободы. Такое наказание считают несправедливым не только Волков и его адвокат, но и многие горожане. Все, что на данный момент известно об этом деле, – в материале «ФедералПресс».
Закрыть и передать
Осенью 2013 года на тот момент 32-летний Аркадий Волков был избран депутатом красноярского горсовета. Избирался он от партии «Патриоты России», а ровно год спустя был исключен из фракции «за несоблюдение партийной дисциплины», которое выразилось в том, что по ряду принципиальных вопросов Волков голосовал не так же, как его однопартийцы.
«Патриоты России» – не единственная политическая партия, к которой имел отношение экс-депутат. В начале 2000-х он был членом КПРФ, руководил партийным союзом молодежи, но вскоре с коммунистами расстался и в 2004 году предпринял неудачную попытку попасть в горсовет уже как «Патриот». В 2017 году Аркадий Волков вступил в ЛДПР. Именно от нее Волков собирался пойти на выборы в горсовет в прошлом году.
А для депутатов горсовета пятого созыва, избранных в 2013 году, одной из главных тем стало обсуждение схемы теплоснабжения Красноярска, рассчитанной до 2033 года. Обсуждалась она с конца 2014 года и весь следующий год. Причем довольно бурно. Дело в том, что базовый вариант документа, по оценкам экспертов, мог быть заточен под единственного игрока – «Сибирскую генерирующую компанию». Десятки не только малых котельных, но и довольно крупных ресурсоснабжающих предприятий планировалось до 2025 года закрыть либо же передать активы части из них в ведение СГК. Обосновывалось это разными вещами. Речь шла, например, о необходимости установки для всех жителей Красноярска одинаковых тарифов на тепло и горячую воду – прежде они могли различаться в разы. Указывалось и на то, что малые котельные якобы наносят больший вред окружающей среде, чем промышленный гигант, у которого есть (или должны быть) современные очистные сооружения.
В итоге в краевом правительстве, а затем и в Минэнерго РФ – именно на таком уровне принималось окончательное решение – был утвержден не столь жесткий вариант схемы. Части предприятий, попадавших под закрытие, удалось его избежать. Но на самом первом этапе основные обсуждения документа и сбор предложений по нему проходили в красноярском горсовете. Координировал процесс председатель постоянной комиссии по ЖКХ и транспорту Аркадий Волков.
Угрозы и покровительство
«Машина добрых дел» – так назывался социальный проект, который Аркадий Волков вел в 2016-2017 годах. Суть проекта – помощь социально не защищенным людям. Пенсионерам, инвалидам, мамам-одиночкам. Помощники депутата на принадлежащем лично ему микроавтобусе приезжали в их квартиры и делали ремонт, меняли сантехнику, электропроводку, батареи, чинили мебели и т.д. За два года, пока действовал проект, помощь, по словам самого депутата, получили 987 человек. Абсолютно бесплатно.
Но бесплатным проект был только для них. Люди, занятые в проекте, – водитель, сантехник, электрик – судя по количеству поступивших за два года вызовов, отправлялись на них в среднем 1,5 раза в день, и объемы работ тоже были немаленькими. Плюс нужны были расходные материалы, оборудование и т.д. Долгое время Волков, отвечая на вопросы о «Машине добрых дел», говорил, что его помощники работают на чистом энтузиазме, а все необходимое для ремонта в офис проекта приносят неравнодушные красноярцы.
Правоохранительные органы заинтересовались проектом Волкова в феврале прошлого года. Дома и в офисе у него прошли обыски. Красноярское издание «Проспект Мира» со ссылкой на свой источник в полиции тогда писало , что заявление на Аркадия Волкова якобы написал один из его же работников: якобы управляющие компании Красноярска скидываются на зарплату рабочим, занятым в проекте, но депутат отдает им не все деньги, часть забирает себе.
Волков эти данные опровергал, а происходящее назвал «политическим заказом» перед предстоящими выборами.
В апреле прошлого года депутат был задержан. Полгода Волков провел в следственном изоляторе, в октябре 2018-го был переведен под домашний арест.
Версия произошедшего, изложенная региональным Следственным комитетом, выглядит так: в феврале 2016 года Аркадий Волков предложил директору компании «КрасТЭК» трудоустроить трех работников, занятых в проекте «Машина добрых дел». А взамен пообещал, что котельная «КрасТЭК» закрыта не будет. В противном случае, по данным следствия, Волков пригрозил компании многочисленными проверками со стороны надзорных органов на основании депутатских запросов. Директор предприятия согласился на условия депутата. Согласно материалам дела, за год сотрудники Волкова получили в «КрасТЭКе» более 430 тысяч рублей, хотя не работали там ни дня.
В мае 2016 года, сообщают в Следкоме, Аркадий Волков обратился в управляющую компанию «Комфорт», также пообещав ей покровительство за предоставление для проекта двух работников, притом что платить им должна сама УК. По информации регионального СУ СКР, рабочие получили от управляющей компании за работу в «Машине добрых дел» 370 тысяч рублей, но обещанного покровительства депутат этому предприятию так и не оказал.
И, наконец, третий эпизод, который вменяют Волкову, с проектом «Машина добрых дел» уже никак не связан. Депутат, и вновь за обещанную поддержку, в 2017 году устроил в коммерческое коммунальное предприятие своего родственника. Тот, не работая в компании, получил за год более 320 тыс. рублей.
После ареста Волкова некоторые его коллеги по горсовету, в частности Константин Сенченко, назвали обвинения странными: у муниципального депутата, по крайней мере формально, нет полномочий влиять на изменения такого документа, как схема теплоснабжения – она принимается на федеральном уровне. Да и вмешиваться в дела коммерческих организаций он не может. Но все это и стало поводом для обвинения Волкова в мошенничестве: он сулил сделать то, что выполнить заведомо не мог. А зарплаты, которые платили предприятия сотрудникам проекта, следователи трактовали как «получение взяток в виде услуг имущественного характера».
Не Улюкаев и не Ходорковский
На суде, начавшемся в январе этого года, показания против Волкова дали руководители нескольких управляющих компаний. Он сам, находясь под следствием, свою вину отрицал, но на суде признал ее.
В то же время наказание, запрошенное для него прокуратурой – 11 лет лишения свободы – и Аркадий Волков, и его адвокат назвали «чрезмерным». Депутат между делом заметил, что «убийцам меньше дают».
В своем последнем слове на судебном заседании 24 мая Аркадий Волков поблагодарил всех, кто поддерживал его проект «Машина добрых дел». При этом он признал, что действовал не всегда законно. Но умысла на обогащения не имел.
«Осознаю, что незаконно устроил работников предприятия. Но хочу обратить внимание, что у меня не было цели личного обогащения. Потому что, если б была, то было бы так, что люди устроены, а никаких функций не осуществляют. Подчеркиваю, что и у одного человека, которому мы помогали, мы не взяли ни одной копейки. Согласен с тем, что эта работа формировала положительный политический образ, но на первых встречах в СИЗО с оперативным сотрудником сказал ему, что откровенно, помимо «Машины добрых дел», старался сделать так, чтоб ни один человек не уходил из моего кабинета, не получив реальную помощь и поддержку», – заявил Волков.
Квалификацию его действий гособвинением и запрошенный для него срок – 11 лет – Аркадий Волков назвал «оскорбительными»: «Я не оставил сотни обманутых дольщиков либо толпы обокраденных людей. Даже тем, кто в масштабах страны совершил коррупционные преступления, таким как губернатор Хорошавин, министр Улюкаев и полковник Захарченко с его тоннами денег и квартир, и, прости господи, Ходорковский, – никому из них прокуратура не просила столько, сколько просила мне».
Он попросил избрать ему любое наказание, не связанное с реальным лишением свободы. «Я не являюсь опасным членом общества, не являлся, и впредь это никогда не случится», – заключил Аркадий Волков.
Фото: красноярский горсовет