Глава Челябинской области Алексей Текслер во второй раз с разницей чуть более недели посетил Миасс, считающийся одним из самых неспокойных городов региона. И если первый его визит прошел тихо и практически инкогнито – без галстука, с семьей на празднике в честь Дня защиты детей в местном парке отдыха, то регламент официальной поездки оказался весьма насыщен. Предприятия-гиганты, ждущие мер от минпрома, миасцы, тревожащиеся за экологию, и новый промышленный анклав, сплоченный против местных элит. Какие встречи ждали Текслера в Миассе и при чем тут Федор Конюхов – в репортаже «ФедералПресс».
Прошло немало времени с тех пор, как Текслер сообщил в своем инстаграме, что будет экзаменовать всех глав муниципалитетов. Сложно сказать, дошла ли очередь до испытаний главы Миасса Григория Тонких. Дело в том, что первый визит главы региона в этот город прошел непоказательно и без камер: Текслер лишь погулял с семьей по местному парку в сопровождении мэра. А все встречи второго визита прошли в стенах Ракетного центра им. Макеева и автомобильного завода «Урал», где Тонких пребывал больше на заднем фоне, ни разу публично не выступил и даже будто как-то неловко и не к месту чувствовал себя.
Начал Текслер с поездки в Государственный ракетный центр им. академика Макеева. Встреча была закрытой, что объяснялось, скорее, статусом оборонного предприятия, чем предметом встречи. Позже Текслер рассказал журналистам, что обсуждались там планы развития ракетного центра и участие в этом процессе правительства региона совместно с руководством Роскосмоса. «Ракетный центр – это уникальное предприятие. В Миассе живут защитники Отечества, производятся такие изделия, которые являются основой нашего оборонного щита. Я горжусь, что живу в Челябинской области с такими людьми», – поделился впечатлениями глава региона.
Пока Алексей Текслер пребывал на оборонном предприятии, на автозаводе «Урал» его ждал почетный гость, прибывший в Миасс двумя днями ранее,– известный русский путешественник Федор Конюхов. «Приехал, чтобы забрать Алексея Леонидовича на мыс Горн, а его не пускают», – пошутил с журналистами Федор Филиппович.
Федор Конюхов и распорядитель АЗ «Урал» Павел Яковлев
Профессиональный пилигрим крепко связан историей с Миассом и местным автомобильным заводом: 18 лет назад его первая лодка, а потом и все последующие были изготовлены здесь. А с заводом и городом он познакомился еще раньше: в теперь уже далеком 1989 году, во время остановки, когда ехал из Дальнего Востока в Калининград на велосипеде.
«Я всегда буду благодарен здешним рабочим. И где бы я ни слышал про озеро Тургояк, про завод «Урал», города Миасс или Челябинск, я всегда их с теплом вспоминаю. Потому что город красивый – челябский Миасс (произношение сохранено.– Прим. ред.), потому что люди добрые здесь. У нас в России все хорошие и добрые, а на Урале– тем более», – рассказал Конюхов.
Чтобы гость не скучал, распорядитель директора АЗ «Урал» и, судя по всему, старый друг путешественника Павел Яковлев начал экскурсию по площадке возле сборочного цеха, где грузным рядом стояла автотехника. Большую часть снимать было нельзя – модели оборонзаказа. Два экземпляра демонстрировали с особой охотой и гордостью: автомобили новой дорожной гаммы выпуска конца прошлого года. «Машины-флагманы», как назвал их Яковлев. Автозавод всегда был известен своими внедорожными автомобилями колесной формулы 6х6, а эти две модели – самосвал и тягач – с формулой 6х4, выпустили специально для простых дорог.
По словам управляющего сборочно-окрасочным производством АЗ «Урал» Дмитрия Зубова, эти модели уже разошлись по всей России. Кстати, растет выпуск и в дальнее зарубежье: так, один из недавних заказов включал 237 праворульных авто. «У нас на предприятии сейчас идет открытый набор сотрудников, поднимаем выпуск автомобилей», – поделился Зубов.
В первом часу дня на завод прибыл (по традиции– на микроавтобусе) Алексей Текслер в сопровождении Григория Тонких и вице-губернатора (в статусе и. о.) Евгения Голицына. После короткого теплого приветствия с Конюховым глава региона поспешил приступить к делу– осмотру завода. Точнее, «основополагающей его части», как сказал Зубов, – конвейерного цеха.
Григорий Тонких все время держался в стороне
Текслеру показали весь процесс производства автомобиля от начала и до конца: от рамы до установки кабины и схода с ленты готового образца. Каждые девять минут с конвейера сходит новый автомобиль. Ежедневный темп сейчас – 38 автомобилей в день. Так, в мае собрали 721 машину. Темп меняется в зависимости от подписанных контрактов, сроков и сложности моделей.
После цеха Алексея Текслера отвезли на выставку современных автомобилей, где он с интересом осмотрел не менее десятка машин. Затем последовала встреча Текслера и Конюхова с небольшой группой сотрудников завода, где глава региона, по его собственному выражению, «забросал своими инициативами и идеями» собравшуюся аудиторию.
Во-первых, Текслер попросил Федора Конюхова стать послом, амбассадором Челябинской области в мире. «Мы все были бы очень горды, если бы Федор Филиппович, представляя Россию, представлял и Челябинскую область, рассказывал о наших людях, красоте нашего края. Прошу вас выступить послом всех жителей нашей области», – попросил глава региона. Во-вторых, Текслер предложил провести автопробег машин АЗ «Урал» по Челябинской области, в том числе по сложным участкам, чтобы показать возможности выпускаемой заводом техники. И в третьих– подготовить серию видеоуроков для школьников: это была еще одна просьба к Федору Конюхову.
В заключение встречи Текслер подарил путешественнику красную бейсболку и значок с гербом Челябинска. «Мне понравилось», – прямо ответил Конюхов.
Коричневый автомобиль в центре – флагман автомобильного завода, модель конца прошлого года
Далее Текслер приступил к самой интригующей части своего визита – встрече с недавно образованным союзом «За развитие Миасса». Этот анклав из восьми промышленных предприятий официально появился 19 апреля, а первое собрание учредителей состоялось в феврале. Руководителем коалиции, кстати, оказался Анатолий Лобко– экс-директор Агентства инвестиционного развития области и, что важнее, экс-кандидат (причем губернаторский, Бориса Дубровского) на пост главы Миасса, фактически отвергнутый местными депутатами.
Кроме АЗ «Урал», в Союз вошли еще семь флагманских предприятий Миасса: ООО «Завод спецагрегат», ООО «Завод тяжелых машин», ОАО «Миассэлектроаппарат», ООО «АМТ», АО «Папилон», ООО «Миасский завод медицинского оборудования» и ЗАО «Ламинарные системы». Суммарная численность сотрудников этих предприятий превышает 15 тысяч человек.
Союз промышленных предприятий в ожидании главы региона
По словам Анатолия Лобко, причиной объединения послужили интересы различных групп влияния, касающиеся околобюджетной сферы. «Они во многом определяют жизнь города и создают стагнацию его развития, что абсолютно не соответствует потенциалу Миасса», – отметил Лобко.
Далее Текслеру было рассказано, что данные группы имеют «серьезное лобби» в депутатском корпусе и используют политическое давление на глав администрации (Анатолий Вадимович, видимо, умышленно использовал множественное число, потому что главы Миасса в последние годы и вправду менялись с не завидной в этой ситуации частотой).
«Наша задача – объединение городских элит. Реальных, – подчеркнул Анатолий Лобко. – Которые создают добавленную стоимость, которые платят налоги в городской и региональный бюджеты. Цели – улучшение жизни в городе, а не извлечение сверхприбыли за счет городского хозяйства, бюджетной и околобюджетной сферы. Следующая задача – создание политически стабильной обстановки. И контроль с нашей стороны за деятельностью администрации и взаимодействие по основным стратегическим вопросам».
Глава региона отметил, что эти цели ему импонируют и он надеется, что Союз сможет вывести город из системного кризиса, в котором он пребывает много лет. Что интересно, все это как ни в чем не бывало говорилось в присутствии безмолвного Григория Тонких. Впрочем, говорят, он Союз поддерживает.
«Я вижу, в Миассе есть здоровые силы. Ваша самоорганизация – пример того, как социально ответственное городское сообщество поставило своей целью остановить проникновение случайных людей, иногда даже криминальных и неэффективных управленцев во власть. Никто не должен паразитировать на экономике города или района, делить его на зоны влияния. Об этом надо напомнить достаточно акцентированно, а иногда даже жестко, чтоб перестали набивать карманы за счет интересов города, интересов жителей», – заявил Текслер.
Большая часть встречи прошла за закрытыми дверями. Позже Алексей Текслер рассказал, что участники обсуждали новые проекты, в первую очередь в сфере машиностроения, идеи по развитию социальной сферы и ряд вопросов, связанных с развитием ТОСЭР (с 16 апреля Миасс получил статус территории опережающего социально-экономического развития).
Глава региона отметил, что местным промышленникам нужна помощь областного правительства в снятии некоторых инфраструктурных ограничений. В первую очередь – в сфере газоснабжения. «Во многом потенциал муниципалитета ограничен отсутствием мощностей по газу. Сейчас эту проблему обсудили, и будет принят ряд решений по развитию в этом направлении», – пояснил Текслер.
Эту встречу в общении с журналистами глава региона назвал «диалогом с ответственным бизнесом» и связал ее с перспективами предстоящих в следующем году выборов городских депутатов. «Нужно, чтобы появился сильный городской совет», – отметил Текслер.
Городское собрание депутатов известно своей строптивостью
Правда, миассцев, судя по всему, больше волнует экология, чем разборки местных элит. Представители городских СМИ спросили главу региона о ситуации вокруг озера Тургояк и выразили беспокойство в связи с перспективой строительства Круглогорского ГОКа. «Вопросы экологии являются ключевыми. И ГОКа здесь не будет», – успокоил горожан Текслер.
Напомним, город Миасс известен своей политической нестабильностью и строптивостью депутатского корпуса. В прошлом году местные депутаты отказались принять кандидата в главы от губернатора и саботировали выборы. Недавно местные предприниматели обратились с жалобой к Текслеру на постоянные волокиты с мэрией и отсутствие диалога с местной властью. В городе ярко выражены протестные настроения, обострившиеся при анонсе строительства Круглогорского ГОКа. Этот проект позже был отвергнут правительством региона. Сейчас самой «горячей точкой» в Миассе является озеро Тургояк и ущерб, нанесенный ему местным бизнесом и частными лицами.
Фото: ФедералПресс / Евгения Парникова