Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

«Мы пишем историю с нуля». Как парламентарии разных стран относятся к цифровому будущему?

В столице проходит Второй Международный форум «Развитие парламентаризма», организованный Государственной думой. Одна из секций форума была посвящена теме правовых основ цифрового будущего. Эксперты и политики долго обсуждали то, как следует регулировать киберпространство и какие угрозы оно может нести для безопасности и суверенитета стран. Подробности – в репортаже «ФедералПресс».

Как парламенты разных стран с цифровой экономикой столкнулись

«Мы, как Плутарх, пишем историю с нуля. Мы пишем свою историю Трои», – поэтично заявил во вступительном слове председатель комитета ГД РФ по экономической политике Сергей Жигарев. Тема правового регулирования «цифры» (под этим понятием, кажется, законодатели понимают и Интернет, и цифровую экономику, и киберпространство) достаточно нова для многих государств. Из докладов, представленных в ходе сессии, можно сделать вывод, что далеко не все готовы конкретно описать вызовы и существующие проблемы, а также обозначить пути их решения. За пеленой общих слов дискуссия размывалась, угрозы казались все менее очевидными, однако серьёзные опасения все же высказали представители нескольких стран. Например, депутат израильского Кнессета Евгений Сова рассказал о программах по кибербезопасности, которые реализует Израиль. В стране был создан специальный центр, который, по словам Совы, расположился в пустыне.

«Я думаю, что пройдет немного времени и войны будущего перейдут в киберпространство. Израиль в этом плане понимает, что киберугрозы – это угрозы существования нашего государства», – подчеркнул парламентарий.

Представитель Кнессета также поведал о том, каким принципов придерживается Израиль в правовом регулировании «цифры»:

«Израиль называют страной «стартап нейшн», где высокие технологии – смысл жизни. В Израиле главное полезное ископаемое – человеческие мозги, способность творить, делать вещи на благо не только израильтян, но и всего человечества... Задача государства – сделать все, чтобы человеку было комфортно добиваться результатов. В Кнессете много делается для того, чтобы находить золотую середину – между тем, чтобы вмешиваться и не мешать развиваться», – рассказал Сова.

Член ЦК компартии Вьетнама Фан Тхань Бинь тоже подчеркнул, что его страна сталкивается с проблемой киберугроз и правовое регулирование современных процессов, связанных с цифровой инфраструктурой, весьма проблематично.

«Мы понимаем те вызовы, которые предполагает развитие цифровой революции. Мы иногда сражаемся с хакерами. Сегодня происходит очень трудные процессы, которые плохо управляются. Сегодня есть технологии, которые должны способствовать информационной безопасности, Такие исследования проходят по всей стране», – подчеркнул Фан Тхань Бин .

Впрочем, парламентарии говорили не только о киберугрозах. Например, заместитель председателя Палаты депутатов Великого Герцогства Люксембург Генри Кокс затронул проблему регулирования сферы удаленной занятости.

«Конечно, мы работаем с французами, бельгийцами, немцами. Около двух тысяч человек пересекают нашу границу каждый день. Одна из проблем – удаленная работа. Как организовать ее – дома, в компания?. Как быть с вопросами налогообложения, с вопросами права? Это тоже вызов», – отметил Кокс.

0fb7af3eb22c5437f7fe9358f6436e6e.jpg

Депутат национального собрания республики Северная Корея Бен Дже Иль рассказал о необходимости преобразований и реформ в своей стране, где некоторые технологии пока в силу отсутствия согласия между законодателями не работают.

«20 лет назад у нас впервые была введена дистанционная медицина, но пока она работает неэффективно. Пациенты не могут использовать преимущества данных технологий, потому что такая перемена повлияет на структуру в медицинской сфере. Более конкретно я могу привести пример с системой UBER, которая в Корее тоже плохо работает, потому что водители выступают против, потому что они думают, что это подрывает их интерес. В других странах эта UBER-системы работают, но в Республике Корея не так, нужно понять такую ситуацию ... провести реформу – это очень важная задача, но предыдущий порядок нужно разрушить, чтобы идти вперед», – рассказал Бен Дже Иль.

457c1c5d18fb3f0159276706d2769620.jpg

Некоторым странам информационно-коммуникационные технологии помогли сильно вырасти. Например, муниципальный исполнительный директор Северного муниципального собрания Акупем Республики Гана Деннис Абоаги рассказал, что ВВП страны в период с 2010 по 2017 гг. вырос примерно на 7%.

«Во многом рост ВВП связан с развитием сектора информационно-коммуникационных технологий. Мы сегодня можем ставить перед собой новые задачи. Необходимо развивать инструменты обучения для новых пользователей», – рассказал Абоаги.

Власти Ганы с помощью цифровых инструментов, по словам парламентария, реализует и коммуникацию с населением. Даже можно следить за обещаниями политиков и оценивать их выполнение.

«В 2015 году наше правительство и парламент запустили новую цифровую платформу электронного правительства и парламента. Это очень важный проект. На этой платформе публикуются обещания министров. Это обеспечивает подотчетность правительства. Это платформа интерактивна, пользователи могут общаться с представителями власти и отслеживать обещания», – заявил Абоаги.

Как видят ситуацию эксперты?

В ходе сессии выступали не только представители парламентов разных стран мира, но и российские эксперты. Одним из докладчиков стал директор Института права и развития ВШЭ-Сколково Алексей Иванов. В своем емком, но достаточно откровенном докладе исследователь констатировал: «Первое важное достижение, которые мы можем совершить – признать собственную слабость». По словам господина Иванова, ни американские конгрессмены, ни представители Европарламента не могут сегодня навязать правила игры IT-компаниям: «Правила, которые устанавливают Facebook, Tesla важнее чем те правила, которые устанавливают наши парламенты. Поймать Facebook или Google в современных условия парламентарию либо почти невозможно, либо крайне сложно».

Эксперт увидел два вероятных пути законодательного регулирования отрасли. Первый – объединиться странам «второго эшелона», и сформировать законодательные нормы, созвучные демократическим институтам.

Вторая задача – создать режим защиты конкуренции, которого сегодня нет и из-за чего невозможно построить альтернативные платформы. Складывается ситуация, когда рынок принадлежит 5-10 крупным компаниям

«В мире существует множество правил, утвержденных на уровне ООН и ВТО, обеспечивающих комфортное работу бизнеса. Например, охрана интеллектуальных прав, у нас прошла либерализация международной торговли, инвестиций. Google и Apple пользуются этим и становятся глобальными корпорации. Но у нас нет международной поддержки конкуренции», – заявил Иванов.

484230016da055afa96932e1dac1e405.jpg

Президент центра политических технологий Борис Макаренко увидел два серьезных вызова «цифры» – угроза дезинформации и манипулированием сознания людей и угроза суверенитету страны. «Чувство каждого законодателя – принять жесткие регуляторные нормы», – отметил Макаренко, добавили, что принять международное модельное законодательства в том, что касается распространения информации, весьма сложно. Нельзя потерять свободу слова и независимость личности.

По словам Макарено, парламентарии сталкиваются или столкнуться с рядом противоречий. Например, законодательства о регулировании сферы цифровой экономики национальны, а проблемы – трансграничны. Если преступление совершается с территории другой страны, то злоумышленника сложно привлечь к ответственности. Также, по словам эксперта, есть противоречие между огромным масштабом угроз и пока ограниченными возможностями законодателей.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.