Top.Mail.Ru
Экология
Республика Крым
7

Коттеджи вместо деревьев. В Крыму вырубают уникальные сосны Палласа

сосна
В Крыму началась вырубка крымской сосны, исключенной из Красной книги в республике

Пока в Сибири горят леса, в Крыму леса вырубают, причем на законных основаниях. Речь идет не только о деревьях простых пород, но и о ранее занесенной в Красную книгу крымской сосне. В Симферополе застройщиком вырублены такие же деревья на внушительной площади. Тревогу забили местные жители и общественники. Кто уничтожает лесной фонд Крыма и почему ценные породы исключают из Красных книг – в материале «ФедералПресс».

Что нам стоит дом построить

В симферопольском микрорайоне Марьино, где находятся обширные зеленые массивы, под частную застройку вырубается крымская сосна. На месте уже вырыт глубокий котлован, ради чего было уничтожено множество крупных здоровых 50-летних сосен, при том что на соседних участках, по словам местных жителей, растут больные деревья. Эта зеленая зона – одно из любимых мест отдыха симферопольцев, которые боятся, что со временем она исчезнет совсем. На некоторых деревьях уже стоят новые метки, обозначающие, что они следующие на спил.

Жители микрорайона обратились в государственные органы, в том числе Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, и в полицию. Однако власти, как выяснилось, нарушений никаких не видят.

«Факты вырубки леса и снятия верхнего слоя грунта подтвердились. Так как контроль этой деятельности – это полномочия Минприроды, все материалы дела направлены в ведомство по компетенции для принятия соответствующих решений», – заявил председатель Госкомрегистра, главный государственный инспектор РК по использованию и охране земель Александр Спиридонов.

В минэкологии Крыма «ФедералПресс» пояснили, что данная территория находится за границами лесного фонда, на землях Симферополя, и к ведомству не относится. Департамент административно-технического контроля крымской столицы заявил, что участки, где ведется вырубка сосен, принадлежат по праву собственности физическим лицам, которые уже компенсировали стоимость деревьев, как полагается по закону. Размер компенсации не уточняется.

Инспекторы, которые провели административное обследование, заявили, что по части Госземнадзора все законно – вид разрешенного земельного использования «индивидуальное жилищное строительство» соблюдается, территория не ограждена, доступ к объектам недвижимости имеется.

«Участки полностью были покрыты лесом и не могли быть представлены под ИЖС. Скорее всего, те участки, которые будут застраиваться, были отчуждены еще при Украине. Таких участков в Крыму много, сейчас они переоформляются в российском правовом поле, и очевидно, что их ждет в дальнейшем вырубка и застройка», – считает юрист и общественник Александр Талипов.

Просто сорняк

Крымская сосна (сосна Палласа.– Прим. ред.), которую уничтожают в Марьине, до недавнего времени была краснокнижной. Максимальный штраф за ее браконьерскую вырубку, согласно ст. 260 УК РФ, составлял 3 млн рублей с максимальным тюремным сроком 7 лет. Производить спил сосны можно было только с разрешения Министерства природных ресурсов и экологии России. Это, по словам местных чиновников, «затрудняло проведение санитарных вырубок в целях обеспечения противопожарной безопасности». Процедура согласования слишком длительная, жаловались госуправленцы, ссылаясь на то, что 98 % лесных пожаров приходится именно на сосновые насаждения. Начальник департамента лесного и охотничьего хозяйства старший государственный инспектор РК министерства экологии и природных ресурсов Владимир Капитонов даже заявил, что сосны Палласа в Крыму слишком много и она произрастает на полуострове «в принципе везде – как сорняк».

В 2015 году крымские власти решили ситуацию исправить и обратились в федеральное ведомство с просьбой об исключении сосны Палласа из Красной книги. Одним из инициаторов был бывший вице-премьер республики Николай Янаки, отцу которого, по данным ряда источников, принадлежат обширные лесоохотничьи угодья в Белогорском районе Крыма.

«Речь идет о нескольких тысячах гектаров леса, оформленных на отца Янаки. Очевидно, что для развития охотничьего бизнеса им могло понадобиться вырубить большое количество деревьев – для обустройства баз, стоянок, лагерей. Тогда после шума, который подняла общественность, от идеи отказались, но внезапно крымскую сосну исключили из Красной книги в этом году», – говорит Талипов, который уверен, что решение об отмене охранного статуса крымской сосны было продиктовано строительным лобби.

Приказ Минприроды России об исключении сосны Палласа из ряда краснокнижных вступил в силу в марте 2019 года. При этом охранный статус дерево утратило только в Республике Крым, а в Севастополе и Краснодарском крае оно по-прежнему находится под защитой государства как краснокнижное. Этим регионам охранный статус дерева почему-то не мешает бороться с пожарами и вести прореживание.

Сегодня вырубать сосну Палласа стало проще – порядок регламентируется муниципалитетами. Подается заявление в муниципалитет, затем компенсируется стоимость дерева, рассчитанная по местным методикам. И все – можно расчищать территорию.

Крымская сосна действительно является для региона одной из лесообразующих пород и занимает около 40 тыс. га из 290 тыс. га лесных насаждений. Но, по словам профессора, председателя республиканской ассоциации «Экология и мир», президента Крымской академии наук Виктора Тарасенко, ее не настолько много, чтобы можно было спокойно вырубать.

«Такие экзотические, интересные, красивые деревья стоило бы держать в Красной книге, их не так уж и много у нас. Исключение крымской сосны сделано для того, чтобы застраивать зеленые зоны, где она растет. Раньше вырубать ее нельзя было, а теперь – пожалуйста. В этом решении есть определенный меркантильный интерес. Но экологи и общественность не должны сдаваться», – считает Тарасенко.

Можжевельник? Да вырубайте!

При этом даже статус краснокнижных растений ранее не останавливал застройщиков. Большинство вырубок приходится на южный берег Крыма, где самая дорогая земля в регионе и одна из самых дорогих в России.

«Случай в Марьине первый громкий после вступления приказа Минприроды в действие. Но крымская сосна тихо повсеместно вырубается на ЮБК, где ее особенно много, – под ИЖС, под гаражи, под другие постройки. Вряд ли судьба крымской сосны ждет можжевельник – его слишком мало осталось, чтобы исключить из Красной книги. Хотя случаи передачи земельных участков с можжевельником известны. В той же Ялте в прошлом году выдали разрешение на вырубку 5 реликтовых можжевельников, которым было несколько сотен лет, на участке под ИЖС», – говорит Александр Талипов.

Ситуация, похожая на историю в Марьине, произошла в Гаспре (Большая Ялта) в прошлом году. Там в районе санатория «Ясная поляна» ради частного строительства уничтожили несколько десятков деревьев краснокнижного можжевельника, сосны и фисташки. Под снос пошли деревья, которым от 100 до 1000 лет, оставшиеся от старинного парка Чаир.

Власти тогда заявили, что все законно, разрешение на вырубку выдано Росприроднадзором, на участке идет «индивидуальное жилищное строительство» в соответствии с выданными документами. А вместо 31 спиленного дерева владелец участка обещает высадить 62 новых. Однако в соответствии с российским законодательством вырубка краснокнижных растений разрешена только для строительства объектов федерального значения (например, такие деревья вырубали при строительстве трассы «Таврида») или для санитарной очистки территории, если деревья заражены или аварийны.

Годом ранее, в 2017-м, во время подготовки к строительству жилого дома в Гаспре вырубили 17 деревьев можжевельника. На их месте планировалось построить каменный забор для ограждения территории, выданной властями под ИЖС. При этом, по словам представителей минэкологии, «определить лица, которые совершили вырубку можжевельника, не удалось».

В 2016 году под строительство коттеджного городка «Пономаревка» в Симеизе вырубили более трех десятков деревьев, занесенных в Красную книгу, за что виновные получили штраф в размере 5 тыс. рублей. Всего под застройку отдали территорию, где росли 300 заповедных деревьев, включая краснокнижный 1000-летний можжевельник. При этом чиновники отметили, что можжевельник там произрастает некомпактно, на расстоянии 5–10 метров друг от друга, а значит, этот участок не входит в особо охраняемую природную территорию.

Как говорят эксперты, вырубленный можжевельник продается как ценное дерево для изготовления сувенирных изделий, а крымскую сосну пускают на доски. Так что на вырубке деревьев под застройку территории еще и дополнительно зарабатывают.

«До 2014 года крымская сосна никогда не была в Красной книге. Если поднять статистику вырубки под жилищное строительство – это происходило повсеместно, и на это мало обращали внимание. Возвращение крымской сосны в Красную книгу, под защиту государства, смогло бы уменьшить количество случаев вырубки этих деревьев, хотя можжевельник это не слишком защищает. Я видел документ, разрешающий добычу краснокнижного можжевельника, который выдает Росприроднадзор в Москве. Так что заинтересованные лица в любом случае смогут получить аналогичное разрешение и на крымскую сосну, просто это будет стоить дороже. Чтобы сохранить деревья, нужно в первую очередь, чтобы у чиновников была совесть, а выдавать подобные разрешения на «добычу краснокнижных деревьев» нужно на местном уровне, и то исключительно для государственных нужд, а не в частных интересах», – считает юрист и общественник Виктор Ямников.

Фото: gkreg.rk.gov.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.