Сенаторы хотят, чтобы новый бюджет принес «прорывной рост российской экономики». Об этом 4 октября заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на парламентских слушаниях по проекту бюджета. Несколько сенаторов их проигнорировали, но Матвиенко пообещала «с ними разобраться». Министр финансов Антон Силуанов пообещал, что бюджет будет сбалансированным. Это, правда, вызвало сомнения у Счетной палаты. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Сбалансированный бюджет не за горами
В Совете Федерации прошли парламентские слушания по проекту федерального бюджета на ближайшие три года. Согласно проекту, доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20,37 трлн рублей, из них нефтегазовые доходы ожидаются в объеме 2,33 трлн рублей. Расходы запланированы в размере 19,5 трлн рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета 2020 года ожидается в объеме 876,05 млрд рублей. Инфляция на 2020 год спрогнозирована на уровне не выше 3%.
Выступая с докладом перед сенаторами, заместитель председателя правительства, министр финансов Антон Силуанов заверил, что «в течение трех лет страна придет к балансу бюджета: в 2022 году профицит составит всего 0,2% от ВВП». Пока же расходы каждый год растут более чем на триллион рублей. По словам Силуанова, это происходит «без рисков для бюджета».
Как отметила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, сокращается доля расходов на национальную экономику, и это вызывает тревогу. По ее словам, без повышения темпов роста экономики «не удастся повысить благосостояние граждан», нужно «эффективно расходовать средства».
С другой стороны, Матвиенко подчеркнула, что «ситуация с госдолгом улучшилась». Верхний предел внутреннего госдолга РФ на 1 января 2021 года будет 13 трлн рублей, на 1 января 2022-го – 14,6 трлн рублей, на 1 января 2023 года – 16,6 трлн рублей. Улучшилась – это означает, что долг растет не такими ударными темпами, как мог бы расти. Верхний предел внешнего долга России на 1 января 2022 года – 67,6 млрд долларов, на 1 января 2023-го – 68,9 млрд долларов.
В ближайшее время регионам придется интенсивно возвращать кредиты, так как завершается льготный период. Валентина Матвиенко предложила его продлить, чтобы у субъектов были деньги «не только на погашение долга, но и на программы развития».
Как отметил министр финансов, структурный дефицит бюджета расширен почти на 600 млрд рублей. Таким образом министерство планирует оживить российскую экономику. Средства будут перераспределены на национальные проекты. «Нас беспокоит низкий результат от института государственных программ. Правительство планирует перевести их на проектные принципы. Функции дублируются, целеполагание хромает», – заявила Матвиенко. И Силуанов обещал этой работой заняться вплотную.
Спасут ли страну нефтяники
Речь на слушаниях также шла о том, чтобы не только «накапливать резервы, но и инвестировать» (как и куда – пока неясно). Резервы – это, как водится, «лишние» нефтяные доходы. По словам Силуанова, в бюджете заложены цифры, исходя из падения цен на нефть до 30 долларов за баррель. Сейчас цена на нефть – 58 долларов. В 2022 году ожидается базовая цена на нефть в размере 44,2 доллара за баррель. В итоге министерство планирует, что в течение «ударной трехлетки» ему удастся вывести российскую экономику на «сбалансированный бюджет».
Вопрос у сенаторов вызвал рост почти в два раза льгот нефтяным компаниям за 5 лет.
«При этом нет ни сопоставимого прироста инвестиций, ни снижения зависимости от импортного оборудования наших предприятий», - отметила председатель Совета Федерации.
Антон Силуанов подтвердил – нефтегазовые доходы действительно сократились. Но выход есть. Если в 2011 году нефтяная отрасль получила 375 млрд рублей льгот, то в 2020 году запланирован 1,6 трлн рублей. Этого должно хватить на «разработку новых месторождений». В будущем Минфин рассчитывает получить дополнительные доходы от новых инвестиций и переработки нефти. Кроме того, с 2020 года субъектам федерации будут переданы акцизы на бензин. Общий объем составит около триллиона рублей.
Особое внимание – нацпроектам
Валентина Матвиенко призвала обратить внимание на сбалансированность региональных бюджетов. Ни для кого не секрет, что одни получают больше средств, другие просто выживают. При этом инвестиции перетекают в более успешные регионы, а прозрачная система неналоговых платежей до сих пор не создана.
Сенаторы предлагают увеличить долю межбюджетных трансфертов на три года, в том числе по выполнению нацпроектов. На их реализацию предусмотрено почти 7 трлн рублей. Более того, как пообещал сегодня Силуанов, каждый год «объем ассигнований будет расти на 200 млрд рублей». Это поможет сформировать дополнительный спрос на отечественную продукцию. Одна из причин медленных темпов – сложные закупочные процедуры. Матвиенко поставила задачу – повышать предельный уровень контрактных обязательств в регионах.
Проблема в том, что по состоянию на 1 октября расходы по национальным проектам освоены только на 52%. К такому выводу пришла после проверки Счетная палата. Например, деньги на развитие цифровой экономики в регионах освоены лишь на 13%, на экологию – на 17,3%. Орган финансового контроля поставил вопрос «об эффективности управления национальными проектами, без чего прогнозируемый рывок в экономике вряд ли возможен».
«Изменений не видим»
«Мы приветствуем рост производительных расходов, но не понимаем, за счет чего планируется выход на прогнозируемые темпы роста», – с недоумением заявила заместитель председателя Счетной палаты РФ Галина Изотова.
Темп роста по прогнозам Минфина – 3% к 2021 году. Министерство объясняет рост экономики увеличением инвестиций. По прогнозам Высшей школы экономики рост будет в районе 1,7%. Такую статистику привела Изотова.
«Из этих показателей как раз складываются основные параметры бюджета. Но мы наблюдаем слабый рост в первом полугодии. Нужно больше аргументов, изменится ли ситуация», – добавила зампредседателя Счетной палаты.
К сожалению, в 2021-2022 годах ожидается возвращение расходов на социальную сферу на уровне нынешнего процента от ВВП. Так что существенного изменения структуры бюджета контрольный орган не увидел.
Говоря о майских указах президента, Изотова отметила, что в 42 регионах страны зарплата в детских садах далека от запланированной. А в 23 регионах до установленного уровня не дотягивает зарплата учителей. «Давайте разберемся, есть ли деньги в регионах», – уточнила представитель Счетной палаты.
Чего ждут регионы
Российский сенат поставил цель – сократить диспропорции между субъектами и применять модельный бюджет. Что это означает на практике? Будут разработаны модели расчета бюджета, и их применят в качестве инструмента контроля за финансовой политикой на региональном уровне. Также, чтобы подтянуть «отстающие» регионы, правительство закрепило ответственных министров за этими субъектами. Например, Антон Силуанов будет лично курировать Курганскую область и Забайкалье.
«Регионам повезло, будем ждать их расцвет», – прокомментировала это решение Матвиенко.
Насколько сами регионы готовы к расцвету, рассказали губернаторы и председатели областных заксобраний. Так, губернатор Алтайского край Виктор Томенко завил, что есть «отклонения от установленного правительством уровня софинансирования расходных обязательств: значительная часть расходов по нацпроектам ложится на регионы».
По мнению председателя законодательного собрания Карелии Элиссана Шандаловича, «необходимо своевременное распределение межбюджетных трансфертов по регионам».
«В Карелии есть большая потребность обеспечить жилье детей-сирот, и средств не хватает», - отметил Шандалович.
Челябинский губернатор Алексей Текслер сообщил, что в регионе делается ставка на диверсификацию экономики.
«Главный актив для нас – человек. Стараемся сохранить нашу молодежь, а для этого нужны, в первую очередь, социальные инвестиции. В регионе наблюдается превышение модельных расходов, прежде всего, на социальную сферу и реализацию нацпроектов», - отметил Текслер.
Где взять дополнительные средства? У губернатора ответ есть на этот вопрос: он предложил распространить практику распределения между регионами части акцизов не только на крепкий алкоголь, но и на пиво.
В Тверской области, по словам председателя Заксобрания региона Сергея Голубева, нехватка средств на завершение строительства фельдшерско-акушерских пунктов и медицинское оснащение. В Новгородской области, отметил губернатор Андрей Никитин, «может возникнуть проблема превышения уровня софинансирования нацпроектов» со стороны субъектов – уже сейчас объем вкладываемых регионом средств доходит по некоторым проектам до 40%.
«Другая проблема – значительная часть средств на нацпроекты выделяется только на год. Это касается благоустройства городской среды, мелиорации земель. Нужно планировать на больший срок», - предложил Никитин.
Губернатор Республики Саха-Якутия Айсен Николаев попросил предусмотреть субсидии на перевозки внутри регионов, а также ускорить выплаты на строительство онкоцентров. Его поддержала сенатор Галина Карелова, которая предложила выделить деньги, прежде всего, тем регионам, кто уже начал строить онкоцентры за свой счет.
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов попросил обратить внимание на субвенции в республики Крайнего Севера. Это касается здравоохранения (в 33 районных больницах снизился объем финансирования), лесного хозяйства (средняя зарплата лесничего – 17 тысяч рублей, на каждого приходится больше 30 тысяч гектар леса). Валентина Матвиенко пообещала дать соответствующие поручения.
Первый зампредседателя орловского областного совета народных депутатов Михаил Вдовин поднял проблему доступных кредитов для развития сельских территорий.
Сенатор от Мурманской области Константин Долгов попросил компенсации за счет федерального бюджета выпадающих доходов в связи с ростом цен на мазут. Антон Силуанов ответил на это, что прорабатывается вопрос «перехода на сжиженный газ».
Предложения председателя верховного совета Хакасии Владимира Штыгашева были более смелыми: увеличить вдвое дотации для проблемных субъектов и увеличить в 2-3 раза средства на строительство жилья сиротам. Нехватку денег в бюджете объясняет тем, что не все предприятия в регионе хотят платить налоги в «белую».
«Саяно-Шушенская ГЭС вырабатывает электроэнергии как 22 ДнепроГЭСа. А налогов платит меньше, чем маленький пивзавод. Так же поступают и угольные компании. Многие уклоняются от налога на прибыль. А остальное – это плач Ярославны на Китайской стене», – возмутился представитель Хакасии.
Матвиенко его поддержала и поручила налоговой службе «разобраться в ситуации».
Все предложения поручено собрать и проработать. Как подытожила Валентина Матвиенко, рассматриваемый проект бюджета «должен принести прорывной рост российской экономике». Что ж, надеемся и верим.
Фото: пресс-служба Совета Федерации