Top.Mail.Ru
Политика
Москва
0

Получат вторую жизнь. Нацпроектам меняют формат и продлевают сроки

Владимир Путин
Президент страны готов скорректировать нацпроекты

Президент России призвал продлить планирование по национальным проектам на десять лет. Это значит, что ранее озвученные «дедлайны» сдвигаются, а эффект от выполнения проектов россияне ощутят несколько позже. Примерно в 2030-м. Кроме того, сами национальные проекты изменятся. В ближайшее время выйдет указ президента, где глава государства обозначит обновленные национальные цели. В соответствии с ними выстроят и работу проектов. По словам Владимира Путина, в новом документе будет учтена «реальная экономическая ситуация в России и мире». Так что же получается: пандемия коронавируса настолько изменила национальные планы? Или стала удобным предлогом для того, чтобы продлить сроки ожидания? Когда же качество жизни россиян реально улучшится? Выяснял «ФедералПресс».

Как советские пятилетки

Тема нацпроектов в России имеет очень давнюю историю. Как отмечает политолог Александр Жуковский, в современной политической истории России это уже «не первая начавшаяся и остановившаяся без видимых результатов и объяснений национальная инициатива». Эксперт просматривает, например, логическую связь нацпроектов с советскими пятилетками. «Только в пятилетках акценты ставились на результаты по каждому периоду, а национальные проекты выглядят как череда одних и тех же намерений и целей с имитацией результатов в многочисленных ведомственных отчетах», – говорит Жуковский.

По мнению политолога, эти перманентные «переходы» выглядят как сильно затянувшиеся политические паузы, которые сформировали общественный запрос на изменения и их ожидания. «Текущее состояние не исключение, но с важной особенностью– исполнить «задуманное» в национальных проектах помешала пандемия», – добавляет эксперт.

Доктор экономических наук и директор автономной некоммерческой организации «Институт реформирования общественных финансов» Владимир Климанов отмечает, что в любом случае национальные проекты нужно было корректировать по срокам и целям. «Ситуация к середине 2020 года такова, что цели, обозначенные ранее в указе президента, вряд ли могли быть выполнены к 2024 году. В этой связи надо было или пересматривать целевые показатели на предмет их снижения, или искать другое решение», – полагает экономист.

Предложение о продлении действия нацпроектов эксперт назвал естественным в силу ряда причин. Есть тут и политические, и стратегические основания. И если обозначать долгосрочные цели, то «лучше это делать на период, превышающий четыре года».

Политолог Дмитрий Журавлев также считает, что раз устанавливаются новые цели, то будут и новые сроки. А цели станут масштабнее. «Корректировка – это не просто «раз к 2024 году не успели, давайте к 2030-му». Это смена приоритета. Что-то стало более значимым, хотя все проекты так или иначе нужны, – полагает эксперт. – Строго говоря, корректировки сроков старых задач не будет. Важно их дождаться и изучить».

На первый план, как заметил Журавлев, выходят проекты, связанные с уровнем жизни и здоровьем.

Важно будет усилить развитие здравоохранения, полагает первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательствуВалерий Гартунг. «Ситуация показала, что оно работает на грани возможности и в ряде регионов не справляется. И нужны коррективы в проект «Образование», внедрение новых форм обучения. Очевидно, что мы начинаем терять свои позиции в этой области», – отмечает депутат.

Также важно развивать современные информационные технологии с учетом выхода на первый план дистанционной работы. По словам Гартунга, не только образование перешло на «удаленку», но и многие виды экономической деятельности. Даже сфера общественного питания: рестораны стали работать навынос, магазины – больше использовать возможности онлайн-продаж и услуг доставки. И это тоже нужно учитывать при корректировке национальных целей.

Вообще, по словам Валерия Гартунга, вместе с корректировкой нацпроектов нужна корректировка работы всего правительства. «Наша сырьевая модель никуда не делась. Много заявляется, что надо уйти в инновационную экономику, но мало что изменилось. Надо корректировать не только цели, но и действия. И тут будет интересно, какие последуют изменения именно в действиях», – добавил собеседник «ФедералПресс».

Пока же у некоторых членов правительства наблюдается оптимизм. Например, в пресс-службе вице-премьера Марата Хуснуллина отметили, что поставлена задача реализовать нацпроект «Безопасные и качественные дороги» за четыре года вместо пяти. Уже восстановлено свыше 6,4 тысячи километров дорог в двухполосном исчислении.

Дело не только в деньгах

Экономист Владимир Климанов отметил важность финансового обеспечения. Это важно, так как уже понятно, что в этом году федеральный бюджет будет исполнен «в меньших объемах». Поэтому некоторые эксперты и предлагали сократить список национальных целей. По данным Климанова, звучали цифры– не больше трех-четырех национальных целей. Но в таком случае, как отмечает экономист, они должны быть более системными, нежели обозначенные сейчас, и касаться «экономического развития, социальной сферы, уровня жизни и доходов населения в целом, комплексных задач в области демографии, а не затрагивать один небольшой аспект». «В то же время понятно, что удлинение горизонтов планирования может изменить их количественные параметры. Главное – задать правильный вектор развития, показать приверженность сокращению бедности, обеспечению повышенных темпов экономического роста, увеличению продолжительности жизни и других вполне ясных целевых ориентиров, которые в той или иной форме должны быть обозначены в новом указе», – заметил Климанов.

По мнению заместителя директора института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Максима Васильева, для выполнения любых проектов, в том числе национальных, нужны деньги и исполнители. «Даже когда средств хватало, страдали исполнители. Реформы в стране и тот набор документов, на основании которых выполняются те или иные процессы, не идеальны. У нас есть пример Чеченской Республики и Белгородской области, где решения, принятые руководителями, не подвергаются оспариванию. И регионы развиваются динамично. А есть Крым, где сидит большое число чиновников, и при наличии беспрецедентного финансирования нацпроекты здесь буксуют», – отмечает Васильев.

Он привел в пример курортную Евпаторию, где большая набережная имени Терешковой стоит закрытой который сезон. «Аванс в размере 90 млн рублей разворован, идут суды, и никто не может принять решение. Так что нацпроекты могут страдать из-за вороватых исполнителей, а теперь появился еще и недостаток финансирования», – говорит эксперт.

По словам Максима Васильева, решение о передвижке сроков исполнения нацпроектов верное. Но, опять же, чиновникам это на руку: «они смогут свою некомпетентность списать на проблемы коронавируса». Эксперт считает, что проект цифровизации, по сути, провален и до 2030 года реализован все равно не будет.

Политолог Александр Жуковский отмечает, что вопрос социального развития в стране (а именно его затронут обновленные национальные цели) «застрял в соразмерности». «Страну захламили мелкомасштабные экономические проблемы, которые федеральный центр из года в год пытается решать неадекватными глобальными инструментами и мероприятиями. Экономическая неэффективность стоимостью 5–10 процентов, скрытых в неэффективной структуре консолидированного бюджета, создает 80 % острых политических проблем. Текущее госуправление пытается бороться с последствиями, а не с причинами, углубляющими конфликт между глобальными и антиглобальными интересами в стране», – отмечает Жуковский.

Другой политолог, Дмитрий Журавлев, полагает, что изменения нацпроектов коснутся содержательной части. «Президент говорил даже не о проектах, а о направлениях. Это не значит, что нацпроектов будет три. Важно понять, как будут коррелировать сверхцели с проектами. Узкое место национальных проектов– это переход от целеполагания к конкретному планированию», – говорит Журавлев.

По словам эксперта, разработано много дорожных карт и других формальных вещей, «которые все выполняются». Это лишь потом выясняется, что дорожная карта формально выполнена, а цель не достигнута. «Потому что те, кто писали карту, делали это под себя, чтобы было удобнее отчитываться. Аппарат может работать только так. Это не значит, что «подлый чиновник» делает что-то специально. Просто делается на показатели, – уверен Журавлев, – а руководство страны говорит об общих стратегических целях. И как привести глобальные задачи к конкретным показателям – в этом и состоит сложная задача управления».

Фото: kremlin.ru

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 10:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.