Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Самозанятые в шестнадцать. Эксперты рассказали, как подросткам обойти подводные камни законодательства

Эксперты рассказали, как подросткам преодолеть сложности с трудоустройством
Эксперты рассказали, как подросткам преодолеть сложности с трудоустройством

С 1 июля в России вступил в силу закон, позволяющий подросткам с 16 лет регистрироваться в качестве самозанятых. С одной стороны, те, кто пойдут на это, сделают свою деятельность абсолютно легальной при минимальном налоговом бремени (самозанятые платят всего 4 % с доходов, полученных от работы с физлицами). С другой – остаются и ограничения. С какими сложностями столкнутся самозанятые подростки, и как их преодолеть – в материале «ФедералПресс».

Для регистрации самозанятыми подросткам придется получать согласие родителей. Кроме того, из законодательства никто не убрал ограничения по банковским операциям для несовершеннолетних.

Между тем, по мнению профессора кафедры денежного обращения и кредита РАНХиГС Юрия Юденкова преодолеть действующие ограничения не так сложно. «Действительно, по действующему законодательству у подростков существуют ограничения с банковскими операциями. Причем не только в случае регистрации самозанятыми, но и когда они работают в качестве наемных работников, – отмечает профессор. – Но проблема решается, если самозанятый подросток открывает счет в микрофинансовой или микрокредитной организации, как самозанятый».

Многие подростки, говорит Юденков, по факту работают только с наличными. В этом случае все их отношения с государством ограничиваются налогом в 4 % с прибыли раз в год. Если добавить, что ИНН в России можно получать с 14 лет, становится очевидным, что для тех, кто реально осуществляет деятельность в качестве самозанятого, довольно легко обходить ограничения. «Это даже хорошо, что подросткам разрешили работать, – убежден Юрий Юденков. – В рыночной экономике возможности легально трудиться должны быть расширены. На мой взгляд, у нас в этой сфере много неоправданных ограничений для подростков и детей. Скажем, в детском магазине девятилетний подросток вполне может работать помощником продавца. Это хороший маркетинговый ход. Но у нас это считается эксплуатацией детского труда».

Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития, экономист и политолог Никита Масленников считает, что вовлечение подростков в легальную трудовую деятельность оправданно как с точки зрения их интересов, так и с точки зрения интересов государства. «На мой взгляд, решение это правильное. Можно вспомнить, что и мы сами в подростковом возрасте пытались заработать какие-то карманные деньги. И это нормальное желание, я считаю, поскольку молодые люди должны учиться понимать цену денег, если хотят какие-то дорогие модные вещи. Да и помогать родителям в некоторых случаях», – считает Масленников.

По его мнению, если и будут какие-то накладки с финансовой стороной деятельности подростков, в будущем все недочеты можно будет устранить. «Что касается каких-то особенностей финансовых операций в отношении совершеннолетних, практика покажет. Со временем могут быть сделаны какие-то уточнения в законодательство, – говорит экономист. – Тем более у региональных властей в России большая свобода действий в области стимулирования занятости населения, в том числе несовершеннолетних».

В экономическом плане это решение, по словам Никиты Масленикова, тоже принесет свои полюсы. Во-первых, хоть и не большие доходы от налогов, но пойдут в бюджет. Во-вторых, нововведение позволяет несколько умерить пыл некоторых патерналистки настроенных политиков. «Они предлагают делать выплаты в семьях с детьми до 18 лет. Ничего себе дети! В Советском Союзе подростки вполне активно участвовали в трудовой деятельности, письма разносили, помогали при сборе фруктов и т.д. А чрезмерный патернализм всегда не лучшим образом сказывается на бюджете и экономике», – заявил Масленников.

Узаконивание труда шестнадцатилетних – это как раз мера, поощряющая предпринимательскую инициативу среди молодых, считает эксперт. Иначе говоря, «если инициативные молодые люди зарабатывают сами себе, это экономит ресурс для тех, кто действительно нуждается в государственной поддержке».

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич, считает, что разрешение подросткам регистрироваться в качестве самозанытых устраняет дискриминацию в отношении этой возрастной группы населения. «Не секрет, что многие подростки и так зарабатывают. И данная мера лишь помогает им официально зарегистрировать свою деятельность. Поэтому я считаю, эта правильная мера. Иначе подростки все равно будут заниматься тем же самым. Только их деятельность полностью останется вне сферы государства», – говорит Бунич.

Поскольку режим самозанятости становится одним из основных льготных режимов в России, подростков не стоит лишать такой возможности. В противном случае это повлечет дискриминацию тех, «кто уже чувствует в себе силы и желание работать, но не достиг ещё 18-летнего возраста». По мнению экономиста, вряд ли подростки ведут какую-то масштабную деятельность, связанную с крупными финансовыми операциями, поэтому и с банками проблем не возникнет. «Даже если и возникнут проблемы, я думаю, самозанятые в силу своей инициативности как-то разрешат их, договорятся с родными», – убежден собеседник «ФедералПресс».

Вообще во времена экономических трудностей все страны идут по пути создания максимально удобных условий для любой деятельности, напомнил эксперт. И предложил отменить на несколько лет налоги для самозанятых, малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые «все равно не так много дают в бюджет». Кстати, в Казахстане так уже сделали. «Но пока этого нет, распространение льготных режимов (самозанятые, безусловно, к такому режиму относятся) на разные категории населения – это правильно», – резюмировал Андрей Бунич.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.