Top.Mail.Ru
Экология
Москва
0

Спор за 148 миллиардов. Чем закончится для «Норильского никеля» суд с Росприроднадзором

Владимир Потанин
Президенту компании Владимиру Потанину сумма иска вряд ли придется по душе

Росприроднадзор намерен взыскать через суд с «Норильского никеля» штраф за колоссальный вред, нанесенный природе разливом дизельного топлива с принадлежащей ему теплоэлектростанции в конце мая нынешнего года. Никелевый гигант с иском категорически не согласен и намерен всячески его оспаривать. Чем может завершиться для него тяжба, разбирался «ФедералПресс».

Немногим меньше 150

10 сентября Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) объявила, что ее Енисейское межрегиональное управление подало в арбитражный суд Красноярского края иск о взыскании почти 148 млрд рублей с Норильско-Таймырской энергетической компании (НТЭК), входящей в состав «Норильского никеля».

Двумя днями ранее ведомство сообщило о результатах проверки, проведенной в НТЭК. В ходе нее были выявлены печальные факты: на ряде объектов за все время их эксплуатации не осуществлялись ни реконструкция, ни капитальный ремонт.

«Основное оборудование (очистные сооружения, водоводы, трубопроводы сброса сточных вод, резервуары хранения нефтепродуктов, технологические трубопроводы, насосные агрегаты) морально устарело и находится в физически изношенном состоянии», – указывалось в пресс-релизе Росприроднадзора.

И это только вершина айсберга из проблем в НТЭК. На ее объектах нет систем контроля утечек нефтепродуктов, позволяющих их быстро выявить и ликвидировать. С очистных сооружений сточные воды сбрасываются прямо в окружающую природную среду, поэтому местные речки и ручьи загрязнены нефтепродуктами. Отсутствуют канавы и каналы для отвода дождевых и подземных вод от зданий и сооружений. На площадках вокруг теплоэлектростанций валяются мусор и отходы, лом черных и цветных металлов.

Разлив федерального масштаба

НТЭК привлекла к себе пристальное внимание природоохранного ведомства и всего населения России нынешним летом, когда выяснилось, что 29 мая прорвало резервуар для хранения нефтепродуктов на ТЭЦ-3 в Норильске и из него вылилась 21 тыс. тонн дизельного топлива.

Солярка попала в местные речки Амбарная и Далдыкан и поплыла с их водами к озеру Пясино, убивая на своем пути все живое. Несмотря на спешно выставленные на ее пути боновые заграждения, дизельное топливо попало-таки в водоем.

Случившееся произвело эффект разорвавшейся бомбы и стало поводом для разбирательств на уровне президента России Владимира Путина. Обыватели смотрели по телевидению, как глава «Норильского никеля» Владимир Потанин по системе видео-конференц-связи пытается объяснить, сколько стоит поврежденная емкость, ведя себя словно школьник, не выучивший домашнее задание.

На месте экологической катастрофы побывали полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, министр по чрезвычайным ситуациям России Евгений Зиничев, губернатор Красноярского края Александр Усс и лично ознакомились с ходом устранения последствий разлива. Были проведены масштабные работы по сбору солярки.

6 июля Росприроднадзор анонсировал размер ущерба от аварии, оценив его примерно в 148 млрд рублей. «Норильский никель» не согласился с данной суммой. Он заявил о некорректности расчетов Росприроднадзора и сделал упор на необоснованности использования коэффициента, учитывающего длительность негативного воздействия загрязняющих веществ на водные объекты при непринятии мер по его ликвидации: Росприроднадзор в расчетах применил его максимальную величину, равную 5.

Плана рекультивации еще нет

Аналогичным образом «Норильский никель» уперся после того, как вчера стало известно о поданном Росприроднадзором иске в суд. «Обращение Росприроднадзора в суд считаем преждевременным, поскольку ликвидационные мероприятия на водных объектах завершены, но экспертиза объемов собранных нефтепродуктов еще не проведена. Компания активно участвовала в экспертном диалоге на площадке рабочей группы Минприроды. Результатом нашей совместной работы должен стать план рекультивации, – говорится в его пресс-релизе. – По-прежнему считаем, что только после завершения работ и экспертизы можно точно определить количество топлива, которое попало в водные объекты и почву, а значит определить корректную сумму ущерба. Надеемся, что рассмотрение нашего кейса в суде позволит объективно разобраться в последствиях аварии и результатах ликвидации».

Попытка «Норильского никеля» избежать выплаты в 148 млрд рублей выглядит на редкость неуклюже. Экспертиза объема нефтепродуктов вряд ли может повлиять на величину, если только в «Норильском никеле» не хотят доказать, что дизельное топливо было не с ТЭЦ-3. Тогда непонятно: откуда же его столько вылилось? Прилетели инопланетяне и разлили солярку по окрестностям?

Сотрудничество с Министерством природных ресурсов и экологии России тоже не дает оснований для уклонения от уплаты штрафа. Любая крупная промышленная компания должна выстраивать конструктивный диалог с федеральными ведомствами.

Большой ущерб, большой штраф

По мнению отраслевых экспертов, судебная тяжба между Росприроднадзором и «Норильским никелем» может оказаться долгой, так как никто из сторон явно не собирается уступать.

«Росприроднадзор рассчитал размер штрафа из максимально возможных коэффициентов, с чем «Норильский никель» не согласился, однако своей альтернативной оценки не представил. В итоге не получилось досудебного урегулирования, теперь спорная сумма будет определена судом, хотя шанс прийти к соглашению еще остается. Я полагаю, возможность прийти к компромиссу еще сохраняется. Сумма в 148 млрд рублей, конечно, беспрецедентно большая. Но ведь и масштаб ущерба значительный. Чтобы оспорить размер претензий, необходима серьезная и профессиональная экологическая экспертиза», – прогнозирует Алексей Калачев, аналитик «Финам».

Старший директор АКРА Максим Худалов указывает, что у «Норильского никеля» есть шансы снизить размер штрафа. «Норильский никель» уже выступал с комментариями относительно корректности расчета. Во многом его доводы можно назвать убедительными. Принципиальным моментом является использования 5-кратного коэффициента, который фактически означает, что нанесенный ущерб либо не предотвращается компанией намеренно, либо не может быть прекращен, но дизельное топливо практически не растворяется в воде, а ликвидация была начата своевременно, поэтому использование коэффициента выше 2,5 методологически некорректно», – допускает он.

Средства есть, но все непросто

Тем не менее рассчитанная сумма штрафа велика даже для такого гиганта, как «Норильский никель», демонстрировавшего в последние несколько лет хорошую рентабельность и радовавшего акционеров щедрыми дивидендами.

«Норильский никель» сможет выплатить требуемую сумму, поскольку под этот риск он уже сформировал резерв в размере 2,134 млрд долларов, который отразил в составе прочих операционных расходов в финансовой отчетности за шесть месяцев 2020 года, тем самым фактически почти полностью сократив чистую прибыль за полугодие», – считает Алексей Калачев.

«Средства на уплату ущерба есть, однако на практике такие ущербы не выплачиваются единой суммой, а разносятся равномерно на несколько лет», – соглашается с ним Максим Худалов, добавляя, что непосредственно на ликвидацию разлива «Норильский никель» потратил 6–8 млрд рублей из запланированных 10 млрд рублей.

Для «Норильского никеля» уплатой огромного штрафа расходы могут не окончиться. Ему еще, возможно, придется потратиться на выплату штрафа по претензиям Росприроднадзора к другой его «дочке» – «Норильсктрансгазу»: на его трубопроводе 12 июля произошел разлива 44,5 тонны авиационного керосина.

Инспекторы Росприроднадзора выявили на его объектах те же проблемы, что у НТЭК, – плохое состояние резервуаров и трубопроводов, отсутствие систем для сбора сточных вод и т. д.

«Прокладка (монтаж) технологических трубопроводов частично осуществлена по водному объекту, что несет угрозу его разгерметизации в результате движения ледяных масс. Опорные конструкции фундаментов эстакад технологических трубопроводов частично разрушены, – сообщал Росприроднадзор по результатам внеплановой проверки «Норильсктрансгаза». – Отсутствуют документы, подтверждающие проведение реконструкций, капитального ремонта и замены изношенного оборудования».

Рассчитанный Росприроднадзором размер вреда, причиненного «Норильсктрансгазом», оказался сравнительно скромным – около 130 млн рублей.

От назначений менеджеров ситуация не меняется

По большому счету, непохоже, чтобы руководство «Норильского никеля» сделало надлежащие выводы из аварий. В пользу этого свидетельствуют не только упорное нежелание выплачивать штраф в полном размере, но и кадровые назначения, проведенные в компании.

В начале июля старшим вице-президентом «Норильского никеля», курирующим вопросы экологии и защиты окружающей среды, стал Андрей Бугров, многие годы занимавший в нем руководящие должности. В августе был создан департамент экологии, и его руководителем был назначен Станислав Селезнев, выходец из украинского энергетического холдинга ДТЭК. То есть принятые меры свелись к посадке конкретных людей на нужные места.

Серьезных последствий для «Норильского никеля», не считая штрафа, скорей всего не будет. «Потенциально потеря этой суммы может повлиять на сокращение инвестиционной программы «Норильского никеля», но это не обязательно. Долговая нагрузка компании в пределах нормы и в крайнем случае позволит сделать новые заимствования, – оценивает Алексей Калачев. – Кроме того, компания генерирует свободный денежный поток, и он увеличивается. Цены на металлы восстанавливаются. Второе полугодие будет вполне успешным. В целом, я полагаю, «Норильский никель» справится с ситуацией и даже выплатит неплохие дивиденды».

Фото: kremlin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.