Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

Чьи амбиции круче? Депутат-оратор и хирург Вячеслав Погудин

Вячеслав Погудин возглавляет комитет по соцполитике
Вячеслав Погудин возглавляет комитет по соцполитике

«ФедералПресс» продолжает проект «Чьи амбиции круче?», в котором каждую неделю рассказывает о депутатах свердловского заксобрания. Мы выясняем, какие политические и финансовые кланы стоят за каждым из них, какую позицию они занимают по ключевым вопросам и стоит ли им рассчитывать на переизбрание в 2021 году. Сегодня в материале «ФедералПресс» – все о Вячеславе Погудине.

Депутат-пешеход и зять-подрядчик

Председатель комитета по социальной политике, единоросс Вячеслав Погудин в прошлом году получил доход почти на 4,8 млн рублей. Из недвижимости у него есть только квартира, личного транспорта у Погудина вообще нет. Супруга депутата принесла в семейный бюджет всего 122 тысячи.

У депутата есть дочь и две внучки, его зятем в СМИ называли совладельца компании «ССМУ-11» Максима Соложнина, источник «ФедералПресс» подтверждает эту информацию. «ССМУ-11» неоднократно получало муниципальные подряды, но Погудин отрицает какое-либо отношение к этому.

Старшая внучка Погудина, по данным «ФедералПресс», учится в одном из екатеринбургских вузов.

Кандидат в мэры, критик оптимизации

Вячеслав Погудин родился в Нижнем Тагиле в семье служащих УВЗ. Как он сам рассказывал в одном из интервью, его школьным другом был Александр Гердт – впоследствии председатель совета директоров «Уралхимпласта».

Закончив свердловский мединститут, Погудин устроился врачом в тагильскую больницу № 3 и уже через несколько лет возглавил учреждение. Параллельно началась его политическая карьера: как рассказал сам Погудин корреспонденту «ФедералПресс», он был избран вначале в Ленинский райсовет, а затем и в горсовет Нижнего Тагила.

«Потом появился малый совет, что-то вроде президиума, я входил туда, отвечал за вопросы социальной политики», – вспоминает депутат.

По словам депутата горсовета в 1990-1993 годах Михаила Золотухина, Погудин производил хорошее впечатление.

«Адекватный товарищ, старается исполнять, если что-то обещал», – рассказал он корреспонденту «ФедералПресс».

В 1996 году первым мэром Нижнего Тагила стал Николай Диденко, который сразу же предложил Погудину должность своего первого зама по социальной политике. Как отмечает депутат, такое решение было необычным: обычно первые заместители курировали экономические вопросы.

В том же году начались забастовки на предприятии «Медавтотранс», в марте 1997 они переросли в голодовку водителей и медиков скорой помощи. Администрации даже пришлось договариваться с НТМК, чтобы получить шоферов. «Медавтотранс» попытался уволить лидера профсоюза и лишить забастовщиков премий, но суды отменили эти решения. Погудину тогда приходилось быть посредником в споре. А уже в декабре 1997 протестное движение захлестнуло и учителей – впрочем, забастовки не стали массовыми и через несколько недель прекратились.

Несмотря на финансовый кризис, именно в девяностые мэрия начала масштабное строительство детской многопрофильной больницы. Как известно, стройку не удалось завершить до сих пор.

Погудин оставался первым вице-мэром в течение всех двенадцати лет работы Диденко на посту градоначальника. В 2008 году против мэра завели уголовные дела, дав ему понять, что областные власти не допустят его выдвижения на новый срок. Губернатор Эдуард Россель поддерживал кандидатуру банкира Алексея Чеканова, с которой не согласились «старая команда» и градообразующие предприятия. Погудину предложили возглавить избирательный штаб финансиста, но он выдвинул собственную кандидатуру. Уговорить первого вице-мэра отказаться от участия в выборах пытался депутат Госдумы Игорь Баринов, однако Погудин был готов рискнуть даже партбилетом «Единой России». Журналистам чиновник объяснял, что у Чеканова не было нужного опыта работы для руководства городом.

В итоге победу одержала ставленница НТМК, вице-спикер городской думы Валентина Исаева. Погудин, который занял второе место (а в Дзержинском районе – «вотчине УВЗ» – даже первое), остался в администрации, хотя и с формальным понижением: он был назначен «рядовым» вице-мэром. Впрочем, у Исаевой вообще не было первого заместителя, а на время отпусков она выбирала исполняющего обязанности из числа вице-мэров. Главным достижением Погудина на новом посту стало открытие еще одного долгостроя времен Диденко – тагильского перинатального центра.

В 2011 году над утратившей популярность Исаевой сгустились тучи, к тому же готовилась передача полномочий в сфере медицины с муниципального на областной уровень. Погудин вовремя перешел в региональный парламент. Он победил с большим перевесом по одномандатному округу, несмотря на критику со стороны оппонентов: в вину вице-мэру ставили закрытие санатория «Антоновский» и врачебные ошибки в новом перинатальном центре.

На новом месте Погудин возглавил комитет по социальной политике и проявил себя как сторонник областного правительства. В частности, он блокировал оппозиционные законопроекты о выплатах родителям детей-инвалидов и усыновителям сирот, которые «Единая Россия» считала популистскими. Одной из самых громких стала дискуссия о единовременных пособиях пенсионерам: в начале 2012 года Погудин совместно с Еленой Чечуновой и Сергеем Чепиковым внес законопроект о дополнительных выплатах, но отозвал его через два месяца – сразу после президентских выборов.

Полемизировал Погудин и с новым мэром Нижнего Тагила Сергеем Носовым, который поднял вопрос о возвращении городу полномочий в сфере медицины. Депутат назвал «заблуждением» мысль о том, что это повысит качество медпомощи.

Первый созыв Погудина пришелся на период оптимизации медицины в регионе, которую он сам сейчас признает во многом ошибочной. Депутат говорит, что противостоял этому процессу, но не всегда результативно.

«Когда сворачивали ФАПы, отталкиваясь от какой-то арифметики, мы показывали эту оптимизацию через призму жизни людей. Конечно, где-то не хватило убедительности. Но мы прилагали массу усилий, мы выезжали в села. Я приглашал министра или замминистра, садились в машину и ездили по селам Пригородного района с утра до позднего вечера. Мы приехали в одно из сел, где было принято решение о сворачивании ФАПа. Нас окружили женщины с детьми, женщины в возрасте, были и мужчины. Они высказали неоспоримые доводы. Женщина с маленькими детьми говорит: «Вы предлагаете обращаться за помощью в соседнее село, через поле. У меня машины нет, снегохода нет, телеги с лошадью тоже нет, а у ребенка бронхит, ему надо два раза в день делать уколы антибиотика. Как вы предлагаете зимой через поле ходить с ребенком на эти уколы?» Такая необдуманная оптимизация проводилась, слава богу, что это признали и сейчас исправляют», – вспоминает Погудин.

«От политиканства страдают избиратели»

В 2016 году Погудин без особого труда переизбрался в заксобрание. Перед этим он успокаивал тагильских медиков, жаловавшихся на низкие зарплаты, и просил федеральное правительство выделить деньги на достройку многопрофильной больницы.

В новом созыве Погудин вновь оказался на стороне регионального правительства: он выступил за отмену прямых выборов мэров Екатеринбурга и Нижнего Тагила, поддержал передачу на областной уровень полномочий уральской столицы в сфере здравоохранения. Он высказывался и в пользу пенсионной реформы, хотя называл ее «тяжелым решением».

«Моя позиция – находить конструктивный диалог. Когда разногласия уходят в плоскость политиканства, пиар-вещей, от этого страдают только избиратели. Наш министр образования [Юрий] Биктуганов очень мудрый человек, он сам от учительской доски, поэтому с ним интересно и легко обсуждать многие вопросы. Если даже есть разночтения, мы всегда находим понимание. [Министр здравоохранения Андрей] Карлов тоже детский хирург, много лет работал главным врачом, неужели мы не можем понять друг друга и работать с одними целями и задачами? Я счастлив, что время и силы не тратятся на споры», – комментирует Погудин свои принципы работы с областными властями.

Нередко Погудину приходилось решать деликатные вопросы: например, в 2019 году он участвовал в межведомственной комиссии, разбиравшейся в массовом увольнении врачей в Нижнем Тагиле. Тогда он называл решение медиков «шагом в никуда». А в 2020 году Погудин встречался с водителями скорой помощи, недовольными переходом на аутсорсинг.

«Умеет красиво говорить»

Погудин входит в десятку наиболее активных законотворцев: как сообщила «ФедералПресс» спикер Людмила Бабушкина, за весеннюю сессию 2020 года он внес десять законопроектов.

В Нижнем Тагиле депутат появляется часто, источники «ФедералПресс» называют его самым заметным представителем этого города в заксобрании. «Он умеет красиво говорить, но результатов его деятельности нет. Хотя электорат по Ленинскому району он набирает», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» общественник, пожелавший остаться анонимным.

Еще один источник говорит, что Погудин уже начал переговоры по переизбранию. По мнению директора Центра европейско-азиатских исследований Андрея Русакова, он с большой вероятностью сохранит место.

«Я полагаю, в Нижнем Тагиле сюрпризов не будет. Политической борьбы в том виде, чтобы появились какие-то иные товарищи, я, по крайней мере, в публичном пространстве, не вижу», – сказал он корреспонденту «ФедералПресс».

Аргументом против переизбрания может стать возраст Погудина: к моменту выборов ему уже исполнится семьдесят лет. Тем не менее, в нынешнем заксобрании есть депутаты и старше, которые могут стать первыми кандидатами на замену в рамках омоложения кадров.

Сам Погудин не стал отрицать, что готовится к праймериз.

«Есть такие планы, но это все еще пока предварительно», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс».

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева

Сюжет по этой теме
20 октября 2020, 16:40

Чьи амбиции круче? Все о депутатах свердловского заксобрания

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.