Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Время худеть: эксперты объяснили, почему еда дорожает быстрее инфляции

Продовольственный магазин
Цены на продукты в российских магазинах все выше

Продовольственная инфляция в январе составила 1 %. По сравнению с началом прошлого года цены выросли на 10 %. Такие данные содержатся в исследовании несетевой розницы от компании «Эвотор». О том, почему еда дорожает быстрее остальных товаров и удастся ли остановить этот процесс – в материале «ФедералПресс».

Лидерами роста, по данным «Эвотор», в январе стали сладости – зефир, пастила и шоколадные конфеты подорожали сразу на 4 %. Цена на макароны, гречку, рис, а также пряники и вафли увеличилась на 3 %.

На 2 % выросли цены на пшеничную муку, сосиски, сливки, сливочное масло, сыр, рыбные пресервы, консервированные готовые блюда и овощи, творожки, пюре и лапшу быстрого приготовления, выпечку, шоколадные плитки, печенье и томатную пасту. Молоко, мармелад, вода, газированные напитки, молотый кофе и мясные полуфабрикаты за месяц подорожали на 1 %.

Индекс «Эвотора» составляется на основании данных, которые компания получает от своих клиентов – пользователей смарт-терминалов и других сервисов компании. Анализируются 523 товарных наименования в 71 категории.

По мнению руководителя отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ» Ольги Беленькой, сейчас можно говорить о продолжении тренда ускоренного роста цен на продовольственные товары, наблюдаемого с осени 2020 года.

«Основными причинами продовольственной инфляции в России в прошлом году стал общемировой рост цен на продовольствие (индекс продовольственных цен ФАО за год увеличился на 23 % и достиг максимума с 2011 года), слабый урожай в России, причем из-за погодных условий сроки его сбора оказались сдвинуты, общее увеличение стоимости расходов на сырье, материалы, транспортировку, упаковку, дефицит рабочей силы», – перечисляет аналитик.

После незначительного замедления глобальной продовольственной инфляции в декабре, в январе ее рост возобновился – индекс ФАО прибавил 1,1 % за месяц и 19,5 % год к году, напоминает Беленькая. Наиболее заметно дорожали растительные масла и молочная продукция, что частично компенсировалось снижением цен на сахар. В России, по данным на 28 января, с начала года сильно подорожала плодоовощная продукция (огурцы, капуста, томаты – более 13 %), гречка, мука, сахар, масло сливочное – более чем на 2 %.

«Я бы не стал объединять все продукты питания, говоря об опережающих темпах роста цен на них относительно инфляции. Все-таки номенклатура там очень разнообразная. Где-то больше, где-то меньше. Где-то есть высокий вклад роста цен на удобрения, где-то свою роль сыграли погодные условия, в каком-то секторе может быть высокая конкуренция и эластичная среда, не позволяющая продавцам перекладывать рост себестоимости на потребителя и т.д.», – рассуждает начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Мир инвестиций» Василий Карпунин.

Однако в целом для России то, что продукты на первом этапе разгона инфляции растут быстрее, например, чем услуги, которые зачастую медленней реагируют на изменения в экономике – обычное явление, добавил аналитик. Как писал «ФедералПресс», с 2017 года, когда инфляция достигла рекордно низкого уровня в 2,5 %, наблюдается тенденция к ее постепенному ускорению. По итогам 2021 года инфляция составила 8,39 %, за первые четыре недели января – 8,82 % в годовом выражении.

«Кроме того, цены в России растут и из-за ситуации на внешних рынках. Россия является частью глобальной экономики и не может существовать опосредованно от того рекордного за последние десятилетия подорожания товаров, которое наблюдается в мире после острой фазы пандемии», – отмечает Василий Карпунин.

На этом фоне естественным выглядит решение Минэкономразвития повысить прогноз годовой инфляции на 2022 год с заложенных в бюджет 4 % до 5,9 %.

Главным инструментом борьбы с инфляцией в России остается изменение ключевой ставки Центробанка. Как ожидает большинство аналитиков, на очередном заседании 11 февраля ЦБ снова увеличит ее на 100 базисных пунктов (с 8,5 % до 9,5 %). Однако побороть таким образом продовольственную инфляцию не удастся, констатирует Ольга Беленькая. Скорее, начало нормализации денежно-кредитной политики мировых центробанков может со временем убрать избыточную ликвидность с рынков, которые создают спекулятивный навес цен на мировых товарных рынках, в том числе продовольственных, говорит эксперт.

«В течение года вероятно замедление роста продовольственной инфляции, однако это будет зависеть от урожая, мировых цен на продовольствие, «расшивки» узких мест в поставках, динамики курса рубля. Дополнительным фактором риска является рост мировых цен на удобрения вслед за резким повышением цен на газ в прошлом году. Несмотря на временный запрет правительством экспорта аммиачной селитры для обеспечения ее предложением российских аграриев, многие сельхозпредприятия жалуются на ее дефицит, что может привести к снижению урожайности», – говорит эксперт.

Правительство использует большое количество демпфирующих механизмов, которые смягчают влияние роста мировых цен на внутренние цены – квотирование, экспортные и импортные пошлины, демпферы, субсидии. По оценке министра экономики М. Решетникова, благодаря этим мерам удалось снизить инфляцию на 0,6–0,7 п. п., то есть без них инфляция по итогам прошлого года была бы выше 9 % вместо 8,39 %. Сейчас ФАС активно убеждает ритейлеров ограничить наценки на отдельные социально значимые продукты. Тем не менее это вряд ли можно считать достаточным. Важны все меры, которые могли бы увеличить предложение товаров и снизить монополизацию внутреннего рынка. Кроме того, от продовольственной инфляции наиболее заметно страдают группы населения с низкими доходами, и было бы целесообразно разработать механизмы их адресной поддержки, отмечает Ольга Беленькая.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.