Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Гонка за третьим элементом: сумеет ли Россия стать конкурентом Илону Маску

Илон Маск
Перспективы производства лития интересуют все большее число крупных компаний

Литий стал своего рода новым золотом. Считается, что в него гораздо выгоднее инвестировать, нежели в желтый металл: цены идут вверх и останавливаться не собираются. И не случайно литий привлек внимание крупнейших российских компаний. Есть ли перспективы у их проектов по добыче и переработке литиевого сырья и будет ли востребована их продукция на внутреннем рынке, разбирался «ФедералПресс».

Во благо великой Америки

Президент США Джо Байден намерен в нынешнем году выделить три млрд долларов на поддержку производителей аккумуляторов для электромобилей. Данные средства планируется распределять в виде грантов между компаниями, участвующими в различных частях цепочек изготовления материалов и выпуска готовых батарей.

Столь значительная сумма, по его замыслу, позволит снизить зависимость американского автомобилестроения от импорта аккумуляторов и приблизиться к достижению заветной цели: к 2030 году половину продаваемых на рынке США машин должны составлять автомобили на электрической тяге.

Амбиции Джо Байдена, казалось бы, далеки от России, против которой США ввели несколько пакетов санкций в ответ на проведение ею специальной военной операции на Украине. В действительности же они не могут не влиять на нашу страну, так как будут взвинчивать мировые цены на литий, используемый для изготовления батарей для аккумуляторов, применяемых в электромобилях и гаджетах. Еще литий нужен для производства смазок, специальных стекол и сплавов, медицинских препаратов.

Собственно, подорожание лития уже идет полным ходом. Стоимость гидроксида лития (ключевого компонента для производства аккумуляторов) на Лондонской бирже металлов в настоящее время достигла 81,5 тыс. долларов за тонну – абсолютный рекорд за последние пару лет. И не случайно Илон Маск, владелец знаменитой Tesla, призвал власти США стимулировать частные инвестиции в добычу литиевого сырья – Tesla явно не хватает литий-ионных батарей для выпуска автомобилей.

«На мой взгляд, применение лития при производстве литий-ионных аккумуляторов только подстегивает спрос на него», – считает Александр Коваленко, руководитель Национального центра недропользования.

Либо из руды, либо из воды

Видимо, быстрый подъем цен на литий и открывающиеся благоприятные перспективы вдохновили «Росатом» и «Норильский никель» на «проект века»: в конце апреля они объявили о желании разрабатывать в Мурманской области Колмозерское месторождение, на долю которого приходится около 20 % российских запасов. «Росатом» и «Норильский никель» намерены создать совместную фирму для участия в аукционе на покупку лицензии на Колмозерское месторождение – он должен быть объявлен правительством в до конца 2022 года.

Однако, несмотря на большие запасы, освоение Колмозерского месторождения может столкнуться с серьезными трудностями и потребует чрезвычайно больших инвестиций.

«Росатом» и «Норильский никель» выбрали сложный объект, поскольку руды Колмозерского месторождения имеют комплексный состав, и для их переработки нужно многостадийное обогащение с последующим гидрометаллургической переработкой концентрата. Это будет сопровождаться высокими издержками», – сообщил Игорь Петров, генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн»

Причем, у партнеров нет технологии для переработки руд Колмозерского месторождения и соответствующих мощностей, их нужно строить с нуля. «Росатом» несколько лет назад замахивался на литий – его сырьевой холдинг «Атомредметзолото» планировал наладить получение литиевых концентратов из отходов Завитинского месторождения в Забайкальском крае и успеха не достиг (более подробно – «Перспективный проект с неясными перспективами. Почему «Атомредметзолото» заинтересовалось литием»).

Соревноваться же в гонке за литием «Росатому» и «Норильскому никелю» придется с «Газпромом» и Иркутской нефтяной компанией (ИНК), подписавшим в 2021 году меморандум о совместной реализации проекта по извлечению лития из пластовых вод Ковыктинского газокондесатного месторождения в Иркутской области. Добычу планируется начать в 2024– 2025 годах.

Одновременно ИНК собирается извлекать литий из вод Ярактинского нефтегазоконденсатного месторождения. Ранее намеревались приступить к его добыче в 2022 году, потом она была перенесена на 2024 год.

«ИНК было бы лучше освоить сначала одно месторождение лития, а потом уже вступать в проект по разработке второго. Однако, если компании удастся совмещать сразу два проекта, то Россия от этого только выиграет», – указывают аналитики «Фридом Финанс».

Но отказ Европы от импорта российского природного газа и нефти может привести к падению доходов «Газпрома» и ИНК, заставив их пересмотреть инвестиционные программы и отказаться от литиевых проектов до лучших времен.

«Проекты Газпрома с ИНК на Ковыктинском месторождении и «Росатома» с «Норникелем» в Мурманской области – это объявления о намерениях. Еще нет технико-экономических обоснований по добыче, по переработке, по продажам. Не уверен, что есть ясность с технологиями», – констатировал Алексей Калачев, аналитик «Финам».

На сырьевой игре

Пока же «Норильский никель», «Росатом», «Газпром» или «ИНК» не производят литий из руд либо пластовых вод, его сырье завозится в Россию из-за границы и перерабатывается на трех предприятиях – Новосибирском заводе химических концентратов, Красноярском химико-металлургическом заводе и «Халмек». Основными поставщиками сырья выступают страны Латинской Америки, и такое положение дел не может не создавать угрозу падения загрузки и остановок названных предприятий в случае уменьшения импорта сырья.

«В России отсутствует добыча литиевого сырья, сырье поступает в виде карбоната лития из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. В настоящих условиях отгрузки из Чили и Аргентины приостановлены, возможность получать сырье есть только из Боливии», – заявил в середине апреля Владислав Демидов, заместитель главы департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России.

«Россия получает карбонат и хлорид лития в основном из Аргентины и Чили, небольшой объем – из Китая. Прекращение поставок из Аргентины и Чили действительно может серьезно осложнить ситуацию», – подтвердил его слова Игорь Петров.

По его словам, хотя в Россию ежегодно ввозится до 1,8-2,2 тыс. т литиевого сырья (в пересчете на металл), спрос на литий в стране не превышает 700 т в год. Основной объем потребления приходится на ядерный и военный комплексы, остальная часть «размазывается» между предприятиями, выпускающими специальные стекла и керамику, смазки, сплавы и литий-ионные аккумуляторы. Большой объем соединений лития экспортируется за границу.

Цены на литий в России находятся примерно на том же уровне, что и на мировом рынке, так как используется импортное сырье. Значит, любое подорожание лития на глобальном рынке будет приводить к росту цен на него в России. Именно этим можно объяснить тот факт, что никто из трех российских производителей литиевой продукции не публикует цены на ее в открытом доступе.

Потенциал имеется, но...

«Перспектив для существенного роста спроса на литий в России нет, поскольку имеющиеся небольшие мощности по выпуску литий-ионных аккумуляторов не нацелены на их широкое гражданское применение», – считает Игорь Петров.

С ним нельзя не согласиться. Единственный в стране производитель литий-ионных аккумуляторов, новосибирский завод «Лиотех», признан банкротом, и предпосылок для его реанимации нет. «Росатом» собирается построить в Калининградской области похожее предприятие (только с большей мощностью), потратив на него 30 млрд рублей. Его открытие намечено лишь на 2025 год. Неясно, успеют ли «Газпром» и ИНК к тому времени наладить извлечение лития с Ярактинского или Ковыктинского месторождений.

В 2021 году правительство утвердило стратегию развития электротранспорта до 2030 года. Согласно ей, в 2022 году должно быть выпущено 2,5 тыс. электромобилей с увеличением до 17,5 тыс. штук в 2024 году. И совершенно очевидно, что о таком бурном росте не стоит мечтать – никто из отечественных предприятий может делать сейчас столько машин.

Остальные потребители лития тоже вряд ли смогут в ближайшие годы расширить спрос на него. Например, на Каменск-Уральском металлургическом заводе есть цех по выпуску алюминий-литиевых сплавов для нужд авиации. Он мог бы быть загружен под завязку, если бы в России массово производились самолеты. Но в 2022 году ожидается выпуск всего 18 крылатых машин, в 2023-м – 22 и лишь в 2024-м он сможет перевалить за полусотню. Разумеется, при благоприятных условиях.

Фото: Patrick Pleul / ZB / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.