Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Бензин по осени считают: почему не дешевеет топливо на заправках

Автозаправка
Низкие цены вызваны западными санкциями

Биржевые цены на бензин падают каждый день, но на АЗС они нисколько не снижаются. Все автомобилисты в недоумении и надеются на скорое удешевление топлива. Когда и почему его ждать – в материале «ФедералПресс».

Майская аномалия

Цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарной сырьевой бирже за неполные пять месяцев текущего года обвалились примерно на 30 % (к итогам аналогичного периода 2021 года): 25 мая бензин марки АИ-92 стоил на ней уже 35–36 тыс. рублей за тонну. Подобный уровень последний раз фиксировался в 2016 году.

Такая ситуация не может не вызывать удивление, поскольку конец весны – начало лета традиционно считается периодом подъема оптовых цен на бензин и дизельное топливо. В это время нефтеперерабатывающие заводы обычно ставятся на ремонт, производство различных видов нефтепродуктов резко падает. Зато спрос на бензин и дизельное топливо из-за сезона отпусков россиян идет вверх – многие граждане нашей страны отправляются к теплым морям на автомобилях. В результате цены на АЗС растут, достигая максимума в августе. Потом они обычно немного спадают, чтобы сменить курс в октябре – тогда идут закупки нефтепродуктов под зимний период.

Сейчас же положение дел совершенно иное. Бензин марки АИ-92 на АЗС в среднем стоит 47,6 рублей за литр и остается на таком уровне почти весь май. В то же время АИ-95 на майские праздники продавался по цене 52,9 рублей, потом подешевел до 52,7 рублей. Дизельное же топливо с марта застыло на отметке 54 рубля за литр.

Мировые цены на нефть растут – 25 мая сорт Brent подорожал 1,27 % (к уровню предыдущего дня) до 113,7 долларов за баррель.

Санкции принесли пользу

«Не было счастья, да несчастье помогло», – именно так говорят отраслевые эксперты о ценовом парадоксе, сложившемся на рынке автомобильного топлива.

«Причина – в санкциях против российской нефтяной отрасли. США, Великобритания и еще некоторые страны отказались импортировать российскую нефть. Теперь российские нефтяники вместо увеличения экспорта вынуждены перерабатывать нефть на родине и расширять предложение на оптовом рынке»,– объясняет Наталья Мильчакова, ведущий аналитик «Фридом «Финанс».

Она обратила внимание на отсутствие обвала цен в рознице, хотя бензин и дизельное топливо на АЗС, как минимум, не дорожают. По ее мнению, это может быть связано с получением независимыми АЗС прибыли за счет положительной разницы между покупкой нефтепродуктов по оптовой цене и продажей по розничной. Раньше, когда оптовые цены были высокими, независимые АЗС едва окупали затраты. Неудивительно, что они пока не торопятся снижать цены на нефтепродукты.

Cхожую точку зрения высказал и Сергей Кауфман, аналитик «Финам»:

«Отказ европейских потребителей от российских нефтепродуктов привел к их перенаправлению на внутренний рынок и образованию на нем профицита. Это, вместе с продолжающейся работой демпферного механизма и укреплением рубля, снизило оптовые цены, что и позволило ценам в рознице практически не вырасти с начала года».

По 50 рублей

Опрошенные автором статьи эксперты разошлись во взглядах относительно дальнейших перспектив цен на бензин и дизельное топливо. Формально никаких предпосылок для их подъема – экспорт нефти из России за рубежом по-прежнему вне закона, в морях дрейфует немало танкеров, и найти для нее покупателей пока не удалось (всего объем «ненужной» российской нефти оценивается в 62 млн баррелей).

«Цены на АЗС падают с лагом к биржевым, так что могут через пару недель начать снижаться», – предположил Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал», добавив, что в следующие месяцы цены будут постепенно идти вниз.

«Полагаем, что до конца 2022 года такие (низкие. – Прим. ред.) цены будут сохраняться, то есть небольших колебаний не избежать, но резких повышений или, наоборот, резкого снижения в рознице не будет, – прогнозирует Наталья Мильчакова. – В среднем розничная цена автомобильного бензина в России будет составлять 50 рублей за литр, цена дизельного топлива – 53–55 рублей».

Сергей Кауфман, напротив, ожидает подорожания бензина и дизельного топлива в следствие складывающихся в стране экономических условий – они будут подталкивать цены вверх.

«Цены на топливо будут расти темпами, уступающими инфляции. Из-за усиления конкуренции между нефтяниками возможны даже периоды появления скидок или небольшого снижения цен. При этом общий повышенный уровень инфляции в стране, подорожавшие кредиты, недоступность западного оборудования и вероятное снижение объемов нефтепереработки в России не позволят нефтепродуктам существенно и устойчиво дешеветь в рознице», – резюмировал он.

Фото: freepik.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.