Top.Mail.Ru
Экономика
Пермский край
0

Санкции рекордам не помеха? Как после режима ЧС живут аграрии в Пермском крае

Уборка урожая
В этом году в Прикамье ожидают неплохой урожай

В Пермском крае у аграриев в самом разгаре уборочная кампания. Власти региона настроены вполне оптимистично по поводу грядущего урожая, не исключают даже рекордных показателей. И это на фоне тех проблем, которые прикамским сельхозпроизводителям постоянно подкидывают то природа, то геополитическая и экономическая обстановка. В прошлом году по ним ударила длительная засуха, из-за которой даже ввели режим ЧС, в этом – нагрянули санкции. С какими результатами подходят к осени пермские аграрии? Сильно ли на них сказались западные санкции? И какие глобальные вызовы стоят перед АПК сегодня? Подробности – в материале «ФедералПресс».

В Прикамье ожидают хороший урожай

«С августа в Прикамье началась уборка зерновых, которая при хорошей погоде продлится до конца сентября. Начали с озимых культур, но в южных территориях предприятия уже приступили и к уборке яровых. Большая часть зерна идет на фураж. Зерновые убраны с 27,9 тыс. га полей, что составляет около 12 % от плана. Это хороший показатель для данного периода. Если продолжим такими темпами, то пойдем на рекорд», – сообщил на днях губернатор края Дмитрий Махонин.

Он добавил, что с большим опережением (на 65 %, если сравнивать с 2021 годом. – Прим. авт) в регионе идет и заготовка кормовых культур для крупного рогатого скота. Прикамские аграрии уже собрали 377 тыс. тонн кормовых единиц.

Хороший урожай особенно важен для развития молочного животноводства в регионе. Тем более что Пермский край входит в десятку лидеров в России по производству молока.

«В первом полугодии рост производства молока в Прикамье составил около 5 %», – рассказал министр АПК края Павел Носков.

Чем нивелировали санкции и прошлогодний режим ЧС?

По словам Дмитрия Махонина, хорошему урожаю в этом году способствовала погода и комплекс мер господдержки, что позволило аграриям вовремя выполнить посевную кампанию и сейчас пожинать достойный урожай.

«В конце февраля – начале марта мы серьезно обсуждали на уровне губернатора края сложившуюся ситуацию и потенциальные риски, которые могут возникнуть из-за санкций. Дополнительную сложность накладывало то, что в прошлом году в крае действовал режим ЧС из-за засухи. Понимали, что в этом году следует увеличивать объемы и оперативность поддержки наших сельхозпроизводителей. В подготовительный период – марте-апреле – откорректировали более 20 постановлений о мерах поддержки», – пояснил Павел Носков.

В итоге дополнительно к средствам, направляемым в регионе на отрасль АПК (а это порядка 3 млрд рублей), весной выделили около 220 млн рублей. Эти деньги в первую очередь пошли на ключевые меры поддержки. Среди них – субсидии на производство молока и обрабатываемые площади сельхозугодий. Так, с этого года власти Прикамья ввели диверсифицированные ставки по молоку (они привязаны к производительности: чем она выше, тем больше выплаты), при этом нижняя планка не изменилась.

Руководитель Ассоциации молочников Пермского края Николай Капустин согласен, что благодаря принятым мерам удалось нарастить выпуск молочной продукции в регионе.

«Надо отдать должное властям, что ввели прогрессирующие ставки. Это серьезно способствовало наращиванию производства молока. Также сильно помогло субсидирование покупки основных кормов, которых в прошлом году не хватало нашим хозяйствам. Вовремя получив деньги, они стали покупать качественные корма и добавки. Кроме того, рост молочного производства связан с инвестпроектами и модернизацией», – сказал Капустин.

Время для техперевооружения

Также с этого года в Пермском крае существенно изменили механизм предоставления поддержки на обновление сельхозтехники: оставили только лизинг, но увеличили по нему в три раза компенсацию. Сегодня из регионального бюджета прикамским аграриям субсидируют до 30 % стоимости техники, приобретаемой по лизинговым программам.

«Много общаюсь с лизинговыми компаниями, которые представлены в нашем крае. У всех наблюдается существенный рост портфеля по сельхозтехнике. Так, «Росагролизинг» показатели прошлого года уже превысил за первые пять месяцев этого. В среднем в первом полугодии у пяти крупных лизингодаталей, активно работающих в Прикамье, портфель вырос в 2–2,5 раза. И это несмотря на известные сложности в феврале-марте. Это говорит о том, что наши сельхозпроизводители активно модернизируются», – сообщил Павел Носков.

По словам директора Краснокамского ремонтно-механического завода Дмитрия Теплова, производство сельхозтехники в нашей стране развивается серьезными темпами. Если в 2019 году отечественные производители выпустили техники на 115 млрд рублей, то в 2021 году – уже на 218 млрд рублей.

«Но в расчете на всю страну, на мой взгляд, это все-таки незначительная сумма. Хотя на долю российской и белорусской сельхозтехники приходится около 60–70 %, остальное закупается из-за рубежа. И здесь вижу нестыковку: огромные рынок и объемы выпускаемого продовольствия в России, при этом настолько низкое производство и закупка техники. Это говорит о том, что наши аграрные предприятия и фермеры недооснащены техникой, используют старое и сильно изношенное оборудование. Сегодня в сельском хозяйстве существует большой запрос на перевооружение, обновление техники и строительство новых ферм», – подчеркнул Дмитрий Теплов.

Он убежден, что нужно существенно увеличивать объемы и размер поддержки сельхозпроизводителей на модернизацию. Тем более что за последнее время себестоимость сельхозтехники выросла на 15 % из-за удорожания комплектующих. Это стало одной из причин выхода некоторых производителей сельхозтехники из федеральной «Программы 1432». По ней им предоставляют субсидии, что в конечном счете делает дешевле технику для аграриев. По словам Теплова, серьезный подъем цен тормозит рынок, препятствует покупке технике и переходу на новые технологии.

«Хотя сельское хозяйство – благодатная сфера для инвестиций. Здесь вложения в новые технологии ежегодно дают прирост рентабельности на 100 %. Такого нет в других отраслях. На мой взгляд, нужно увеличивать суммы грантов для аграриев, в том числе начинающим фермерам. Их размер должен быть в районе 10 млн рублей. Иначе новые технологии будут недоступны. Также нашим аграриям следует максимально использовать возможности «Росагролизинга», который сегодня предлагает много интересных программ, быстро рассматривает и выполняет заявки, активно работает с большим количеством производителей техники», – отметил эксперт.

Главные вызовы – дефицит кадров и низкая цифровизация

Председатель Агропромышленного союза Пермского края, гендиректор агрофирмы «Труд» Владимир Юшков согласен, что сегодня отрасль остро нуждается в техперевооружении: есть предприятия, где износ техники составляет до 200 %. Поэтому важно сейчас максимально обновить ее, чтобы потом 5–7 лет не возвращаться к этому вопросу. Тем более, как говорит Юшков, российские компании выпускают качественную сельхозтехнику с высокой локализацией и сопоставимую по качеству с зарубежными аналогами.

Он также позитивно оценил меры поддержки сельхозотрасли, которые усилили весной этого года после введения санкций.

«Система поддержки выстроена эффективно. Теперь важно ее сохранить в этих рамках», – заявил Владимир Юшков.

Однако, добавил он, сегодня остаются глобальные вызовы перед прикамским агрокомплексом, которые мешают ему развиваться дальше.

«В Перми есть аграрно-технологический университет. Но только 5 % его выпускников идут в сельское хозяйство, остальные рассасываются по городам. Нужно активнее прорабатывать вопросы с целевым обучением ребят. Сегодня наша общая задача – властей и производителей – создавать такие условия на селе, чтобы они были конкурентноспособны с городским по качеству социальной инфраструктуры, жилья. Иначе молодежь не будет оставаться», – пояснил глава Агропромышленного союза Прикамья.

Он добавил, что механизм сельской ипотеки – неплохой инструмент, но он нуждается в доработке.

«Загвоздка в том, что этой ипотекой воспользовались жителей городов для покупки жилья в пригородах и районах вокруг крупных городов. Например, в Пермском районе. Для жителей глубинки этот инструмент надо еще доводить до ума, чтобы крестьяне могли пользоваться им и приобретать жилье», – подчеркнул Юшков.

Еще одна масштабная проблема связана с низкой цифровизацией отрасли.

«У нас в Прикамье только 30 % сельской местности находится в зоне уверенного покрытия сотовой связи. Я уж не говорю о наличии интернета. Ликвидация цифрового неравенства между городом и селом – приоритетная задача сегодня. Иначе и молодежь к нам не поедет, и цифровизация сельского хозяйства будет идти со скрипом. В первую очередь, качественную связь и интернет нужно проводить в те территории, где есть крепкие хозяйства», – резюмировал эксперт.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.