Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

ГЛОНАСС: что делают космические системы на дорогах России

Интегрированные с системой ЭРА-ГЛОНАСС кнопки SOS установлены во многих автомобилях

Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) уже давно стала частью всех нас. Она безвозмездно и безгранично транслирует гражданские сигналы из космоса, интегрируясь с Яндекс.Картами, 2ГИС и другими сервисами, чтобы россияне могли комфортно и безопасно перемещаться по дорогам страны, легко добираться до нужных адресов или следить за движением общественного транспорта в режиме онлайн. Этой системой сегодня оснащены личные автомобили и общественный транспорт, мобильные телефоны и умные остановки. И многие даже не задумываются, кто стоит за миллионами пользователей любых видов транспорта. «ФедералПресс» пообщался с АО «ГЛОНАСС» – сегодня эта компания представлена в проекте «Драйверы экономики».

Что такое ГЛОНАСС?

ГЛОНАСС была запущена вместе с системой предупреждения о ракетном нападении более 40 лет назад и первоначально имела военное назначение, обеспечивая навигацией и связью объекты сухопутного, морского, воздушного и космического базирования. Однако позже, с развитием навигационно-информационных и телекоммуникационных технологий, система распространилась на гражданский сектор. Развитием спутниковой группировки занимаются «Роскосмос», «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева» и «Российские космические системы». Работу системы обеспечивают 24 спутника, находящиеся на высоте около 19,5 километра над поверхностью Земли. Их движение не синхронизировано с вращением планеты, и потому они наиболее стабильны по сравнению с системой GPS.

Для развития первой в мире государственной автоматизированной информационной системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» в 2015 году было создано АО «ГЛОНАСС» со 100%-м участием государства.

Сегодня эта многопрофильная компания обеспечивает работу «ЭРА-ГЛОНАСС», предоставляет услуги мониторинга всех типов транспорта, мультимодальных перевозок грузов, а также разрабатывает массовые IoT-решения на основе российских цифровых технологий для эффективности и оптимизации любых бизнес-задач.

«ЭРА» безопасности

Одним из важных проектов АО «ГЛОНАСС» является создание государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Она была запущена на территории России с 1 января 2015 года для оперативного получения и передачи в службы спасения сообщений о дорожно-транспортных происшествиях на российских автодорогах. Аналогов такой системы в мире до сих пор не было. К ней быстро начали подключать личный и общественный автотранспорт.

По состоянию на 2023 год в интеграции со всеми региональными «Системами-112» она охватила 85 субъектов Российской Федерации, доводя информацию о ДТП до экстренных служб в среднем за 19 секунд. Последней к «Системе-112» подключилась в феврале этого года Смоленская область.

Все экстренные службы автоматически в цифровом формате получают информацию о координатах, цвете, марке и номере автомобиля, что упрощает поиск пострадавших. Зная класс транспортного средства (легковая, грузовая машина или общественный транспорт), спасатели могут спрогнозировать количество пострадавших, а имея информацию об используемом топливе – принять решение о локализации возможного возгорания. Кстати, это касается и электрокаров, число которых ежегодно растет на дорогах в российских городах.

Как сообщили «ФедералПресс» в компании, в целом на сегодняшний день к госинфорсистеме «ЭРА-ГЛОНАСС» подключено свыше 9,6 млн транспортных средств – это порядка 20 % от общего автопарка России. По итогам текущего года предполагается, что эта цифра увеличится до 10,5 млн единиц транспорта.

АО «ГЛОНАСС» совместно с Ространснадзором сформировало топ-10 регионов по доле пассажирского транспорта, подключенного к «ЭРА-ГЛОНАСС», от общего количества автомобилей. Рейтинг периодически актуализируется. Сегодня его лидерами являются Калининградская и Новгородская области, где подключено около 80 % общественного транспорта. За ними идут Костромская область, Республика Марий Эл, Новосибирская, Нижегородская области с показателем около 75–70 %, Ярославская область, Республика Чувашия, Самарская область – около 60 %. К примеру, в Уральском федеральном округе лидером по подключению общественного транспорта к «ЭРА-ГЛОНАСС» является Курганская область, где системой охвачен 61 % всех эксплуатируемых пассажирских автобусов. Остальные области региона демонстрируют приблизительно одинаковую долю общественного транспорта, интегрированного с данной системой безопасности: у Ханты-Мансийского автономного округа – 36,7 %, Тюменской области – 36 %, Свердловской области – 34,1 %, Ямало-Ненецкого автономного округа – 32,6 %, Челябинской области – 25,6 %.

Интеграцию «ЭРА-ГЛОНАСС» и «Системы-112» до конца 2025 года планируется выполнить и в новых регионах России.

SOS

С 2017 года наличие устройства вызова экстренных оперативных служб, синхронизированного с «ЭРА-ГЛОНАСС», было обязательно для всех новых пассажирских и легковых транспортных средств, а также ввозимых в страну подержанных автомобилей. Однако в течение последнего года решения о том, оснащать или нет подобной кнопкой SOS весь автотранспорт, менялось несколько раз.

Год назад правительство разрешило производителям не устанавливать такое устройство на автомобили, выпущенные до 1 августа 2022 года, и дооснастить их такими устройствами позже – до 1 февраля 2023 года.

С октября 2022 года власти обязали индивидуальных предпринимателей и юридические лица ввозить в страну только те автомобили, которые оборудованы такой кнопкой, и подключить их к «ЭРА-ГЛОНАСС» – по данным АО «ГЛОНАСС», с того времени и по сегодняшний день на территорию России ими было ввезено свыше 56 тыс. таких автомобилей, а максимальный прирост завоза был зафиксирован в апреле и мае – свыше 14,5 тыс. и 17 тыс. соответственно.

В феврале этого года было решено вернуться к требованиям техрегламента о безопасности производимых автомобилей. Оно коснулось в том числе ввозимых в Россию подержанных автомобилей, владельцы которых с 1 июня 2023 года должны установить на них кнопку SOS. В мае появилась информация о том, что физлицам разрешат ввозить в страну для личного пользования по одной машине без данного устройства до 1 февраля 2024 года. Новое решение должно исключить искусственный ажиотаж на ввозимые подержанные японские автомобили на Дальнем Востоке, которые растут в цене якобы из-за дефицита кнопок SOS.

Отвечая на вопрос о дефиците таких устройств, в АО «ГЛОНАСС» «ФедералПресс» сказали, что никаких проблем нет. Сформированная на сегодняшний день партнерская сеть из более чем 80 производителей и установщиков кнопок экстренного вызова помощи полностью покрывает существующий спрос на импортируемые автомобили. Стоимость одной такой кнопки у производителей составляет порядка 28 тыс. рублей.

Кнопка срабатывает автоматически при сильном ударе или перевороте автомобиля либо в случае, когда водитель стал участником незначительного ДТП, ему необходимо заменить колесо, подвезти закончившееся топливо, сообщить о лесном пожаре или других происшествиях в пути, и он самостоятельно вызывает помощь – подобных вызовов фиксируется около 8 %.

Владельцы автомобилей, оборудованных кнопкой SOS, часто стали пользоваться услугой вызова вневедомственной охраны Росгвардии (сегодня на постоянной основе дежурят порядка 41 тыс. групп быстрого реагирования, скорость оказания помощи в крупных городах составляет 3–5 минут) и специалистов госкомпании «Автодор» (пока сервис действует лишь на 200-километровом участке трассы М-4 «Дон» в Московской и Тульской областях, но в перспективе его планируется распространить на самые загруженные федеральные и все платные дороги).

Всего с 1 января 2015 года и на сегодняшний день в «ЭРА-ГЛОНАСС» поступило порядка 300 тыс. сообщений, потребовавших экстренного реагирования. Система принимает вызовы от автомобилистов каждые 2 секунды. По данным компании, в первом квартале 2023 года среднее число вызовов в сутки возросло до 41 тыс., а в некоторые дни достигало показателя в 50 тыс.

Как ранее отмечал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, 53 % автоматических вызовов при тяжелых авариях, когда пострадавшие не смогли вызвать помощь самостоятельно, поступили с территорий, удаленных от крупных населенных пунктов более чем на 30 километров. При этом в 92 % тяжелых ДТП отсутствовали свидетели, и «ЭРА-ГЛОНАСС» была единственным каналом информирования спасателей. Например, в городах-миллионниках шанс наличия очевидцев ДТП выше, чем в глубинке: как показывает статистика, если в Москве этот показатель равен почти 50 %, то в Московской области лишь 3 % сообщений были получены от свидетелей раньше, чем через госинформсистему.

Сейчас интегрированные с ней кнопки SOS установлены еще и во всех беспилотных такси «Яндекс» – ранее они были запущены в тестовом режиме в Москве. На прошлой неделе АО «ГЛОНАСС» предложило «Яндексу» публиковать статистику о дорожных происшествиях – по мнению компании, это должно повысить уровень доверия клиентов к роботакси.

Мониторинг на суше и в воздухе

На базе «ЭРА-ГЛОНАСС» созданы и другие продукты – «Мониторинг ЭРА», «Диспетчеризация ЭРА» и даже «Авиационный мониторинг».

В рамках первого проекта в конце 2020 года правительство обязало всех перевозчиков пассажиров и опасных грузов передавать через «ЭРА-ГЛОНАСС» в Ространснадзор данные следования. Подключенные субъекты получили возможность контролировать рынок, вычислять недобросовестных перевозчиков, повысить безопасность движения на дорогах и пользоваться всеми преимуществами интеллектуальных транспортных систем. Пользователями сервиса стали пожарные машины, кареты скорой помощи, школьные автобусы, транспорт ЖКХ и спецтехника – всего к «Мониторингу ЭРА» подключено свыше 240 тыс. транспортных средств. Сервис включен в реестр российского ПО и позволяет без проблем перейти на отечественную систему с иностранных решений.

«Государственная принадлежность компании, нахождения серверов на территории России – наши ключевые конкурентные преимущества в рамках импортозамещения перед сервисами, которые заявили об уходе из России, но на них по-прежнему приходится до 40 % рынка коммерческого мониторинга – это около миллиона транспортных средств. Мы столкнулись с тем, что даже госкомпании, использующие иностранные сервисы, не знали, что данные всех их автомобилей утекают на сервера в Нидерландах», – сообщили в компании. – «Наша задача кратно увеличить долю проникновения сервиса. Мы развиваем наш продукт по мониторингу, в ближайший год планируем дополнительное финансирование этого проекта в размере 300 млн рублей».

Второй проект представляет собой автоматизированную систему планирования и отслеживания перевозок: с помощью диспетчеризации составляется расписание движения маршрутизированного транспорта, контролируются скоростные показатели, анализируется и управляется транспортный процесс и пассажиропоток. Его тестовые испытания прошли в ряде регионов в прошлом году. Было решено в будущем дополнить сервис автоматической маршрутизацией с использованием технологий искусственного интеллекта и анализом big data.

Что касается еще одного сервиса, созданного специально для малой авиации, он нацелен на оперативное оповещение об авиапроисшествии с указанием местоположения самолета и на сокращение времени поисковых операций. В прошлом году сервис прошел проверку во время организованных Росавиацией, АО «ГЛОНАСС» и альянсом «Аэрохимфлот» учений в Красноярском крае по спасению экипажа самолета Ан-2 в условиях, идентичных акватории Северного Ледовитого океана. Кроме того, в минувшем он стали чуть ли не единственной возможностью для осуществления полетов 200 самолетов, обрабатывающих сельхозземли в период «закрытого неба» на юге России.

В этом году АО «ГЛОНАСС» намерено протестировать «Авиационный мониторинг» для беспилотных летательных аппаратов, используемых в различных отраслях экономики, в рамках действующего экспериментального правового режима в Томской области и в столичном технопарке «Руднево», где созданы опытные районы по эксплуатации.

Социальный ГЛОНАСС

АО «ГЛОНАСС» разрабатывает уникальные технологии, которые пока только внедряются в широкое пользование. Речь идет о проекте «Социальный ГЛОНАСС», имеющем сразу несколько функций. В частности, он предполагает оснащение социальных служб браслетами, позволяющими следить за состоянием здоровья, безопасностью пожилых людей и людей с тяжелыми заболеваниями, а также подключение к кнопке SOS голосовых помощников – это могут быть совместные решения с «Яндексом», социальными сетями, например Вконтакте, или другими действующими сервисами.

В этом году высоким спросом пользуется сеть связи с собственной сим-картой, имеющей наибольшее радиопокрытие по всей стране на базе четырех крупнейших сотовых операторов. К ней активно подключаются сервисы кикшеринга, вендинговые аппараты, телематические устройства для транспорта, а также производители умных счетчиков электроэнергии.

«ЭРА-ГЛОНАСС» совместно с медицинской компанией «Полимед» разрабатывает телемедицинскую платформу «ГЛОНАСС Забота», которая увеличит количество лабораторных исследований, доступных жителям всех регионов России, в том числе труднодоступных районов страны, в 5 раз – до 2500 видов. Россияне смогут в онлайн-формате консультироваться с медицинскими специалистами, сдавать анализы в стационарных и мобильных пунктах с выездом на дом, а также заказывать лекарственные препараты. Результаты таких исследований можно будет предоставлять для постановки диагноза и лечения в любую поликлинику России.

Кроме того, в настоящее время АО «ГЛОНАСС» тестирует в одном из крупных российских вузов – Томском государственном университете – первую в России умную систему комплексной безопасности при ЧС с применением искусственного интеллекта. В рамках проекта интегрируется целый спектр различных российских решений: от аварийного оповещения на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» до комплекса навигационно-информационных технологий внутри зданий и на территории кампуса. Если проект удастся, он будет масштабирован на другие вузы страны – это обеспечит безопасность более 60 тыс. томских и миллионов других российских студентов.

«По завершении тестирования будет понятно, какие требуются доработки и как необходимо усовершенствовать технологию», – сказали в компании.

Уже известно, что его предварительные результаты заинтересовали оперативные службы: региональные управления МЧС и МВД России, назвавшие этот сервис «технологией будущего».

***

В настоящее время технологии и сервисы, разрабатываемые и внедряемые АО «ГЛОНАСС», защищают бизнес и социальную сферу страны, предоставляя им и сопутствующим сегментам возможность активно развиваться дальше и тем самым являясь драйвером экономики.

Фото: minpromtorg_rus / Twitter.com / globallookpress.com, инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова

Сюжет по этой теме
10 ноября 2023, 06:04

Драйверы экономики России

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.