Top.Mail.Ru
Общество
Приморский край
0

Петр Дранга не верит в замену людей нейросетями: «Мы – психи, а ИИ достаточно рационален»

вэф1
ИИ впервые придумал мелодию, которую смогли послушать гости ВЭФ

Первый в мире концерт «Симфония № 1 для ИИ с большим симфоническим оркестром» уже отгремел во Владивостоке, оставив у зрителей двоякое послевкусие. С одной стороны, признаются те, кто был свидетелем свершения музыкального эксперимента, приятно и гордо осознавать себя частью истории современной музыки, а с другой – концерт оставил после себя очень много вопросов от неподготовленной аудитории. «ФедералПресс» решил не оставлять читателей в неведении и поговорил с композитором симфонии «Космос» Петром Дрангой о нюансах уникального концерта, которые остались за кулисами Приморской сцены Мариинского театра.

Петр, начнем с вас. Расскажите, пожалуйста, откуда вообще возникла сыграть концерт с искусственным интеллектом?

— Я убежден, что такие вещи, как взаимодействие с ИИ, это уже, к счастью или к сожалению, что-то, что мы не можем отметить. Это ждет всех нас в скором будущем, поэтому я думаю только о том, в каком направлении могу сотрудничать с ИИ и как мы можем объединиться. Я бы хотел, чтобы это происходило во благо. Эти слова, кстати, есть в самой симфонии. Для сотрудничества с ИИ есть миллион путей, один из которых и был представлен сегодня. Вот так родилась идея сочинить симфонию «Космос» и интегрировать в нее ИИ. Отмечу, что это никакое не соревнование, не батл, ни в коем случае не соперничество – именно сотрудничество, тандем, в котором можно понять, что такие технологии являются подспорьем для творчества человека, его друзьями и помощниками, но не ориентиром.

То, что мы услышали в третьей части симфонии – действительно чистая импровизация от SymForme?

— Искусственный интеллект придумал партию, он в реальном времени придумал эту мелодию. Впервые в мире такое событие произошло, когда ИИ сам придумал мелодию. Это не похоже на другие эксперименты. Здесь мне нужно передать слово Алексею, чтобы он рассказал о технических моментах.

Комментарий главного эксперта по технологиям управления экспериментальных систем машинного обучения Сбербанка Алексея Минина:

Для сегодняшнего концерта была использована нейросеть от Сбера SymFormer, которой мы показали творение Петра, его партитуры, и доучили нашу нейросеть на них. Уникальность нашего события сегодня заключается как раз в том, что нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, которую она получила, изучив партитуры Петра. Она генерировала нотный текст, а мы с помощью специального электронного синтезатора озвучивали ноты, которые создавала по ходу концерта нейросеть.

Выходит, вы сегодня тоже впервые слышали то, что играл SymFormer?

— Сегодня я впервые слышал [импровизацию ИИ], и все оркестранты об этом знали. Мы все думали: что сделает искусственный интеллект, то сделает, и очень этого боялись.

ИИ мог схулигать?

— Еще как мог! Он хулиганил на наших репетициях, останавливался, переигрывал, брал абсолютно не те ноты, делал то, что нам не нравилось, но мы ничего не могли с этим сделать.

Как вам удалось уговорить его прилежно сыграть свою часть на концерте?

— Путем долгих переговоров. Ключевым словом было «пожалуйста».

Ваша оценка сегодняшнему концерту?

— ИИ – пять *смеется*. Это было интегрировано достаточно свободно, очень аккуратно, ненавязчиво. Мы с ребятами из Сбера заранее договорились, чтобы эта симфония включала в себя небольшое выступление ИИ. Это просто краска, небольшое дополнение – в оркестре есть валторна, есть фагот, есть кларнет, а есть – искусственный интеллект. Не нужно бояться, что ИИ нас съест, опередит или поработит.

Вы считаете, что ИИ никогда не заменит человека?

— Вы заметили, что на хороших аукционах продаются те картины, чьи авторы нервничали, раздирали холсты ножами, эмоционировали. Без эмоций, во время которых человек создавал произведение искусства, не вкладывается энергия, проходящая через века и передающаяся от человека к человеку. Пока у ИИ нет возможности вложить такую энергию во что-то. Уж нас, музыкантов, нейросети будут заменять в последнюю очередь! Мы – психи, а ИИ достаточно рационален.

Как к вашему эксперименту отнеслись музыканты, участвовавшие в концерте?

— Не скептически! Существуют разные настроения по поводу ИИ, но в первую очередь этот проект вызвал в музыкантах неподдельный интерес. Все-таки это совершенно новый концерт. Другие концерты были, а такого – никогда.

Какой посыл лично вы вложили в симфонию «Космос»?

— Она начинается достаточно тяжело, allegro само по себе тяжелое, финал тяжелый, но уходит оно, как вы заметили, в мажор, во что-то светлое. Это вера в хорошее – что бы ни произошло, какие бы эксперименты в нашей жизни ни происходили, они нас приведут к чему-то хорошему. Я очень хочу верить, что мы стоим на пути прогресса и идем к чему-то хорошему.

Кстати, многие зрители задавались вопросом: что за странная светящаяся конструкция в виде матрешки или скрипки стояла на сцене возле дирижерского пульта? Ответ на это нашелся техно-гуру уникального мероприятия – Алексея Минина.

«Арт-объект, который вы видели, является воплощением того, как мы видим ИИ. Это техно-матрешка. С одной стороны, она символизирует Россию, а с другой – наше видение нейромузыканта. А колонка SberBoom по центру стала воплощением высоких технологий, которые доступны каждому», – пояснил Алексей Минин.

Первый в мире концерт «Симфония № 1 для ИИ с большим симфоническим оркестром» проходил на Приморской сцене Мариинского театра 10 сентября 2023 года в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума.

Фото: ФедералПресс / Екатерина Цой

Сюжет по этой теме
15 февраля 2023, 15:01

Эксклюзивы «ФедералПресс»

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.