Top.Mail.Ru
Политика
Тюменская область
0

Спорная математика Тюменской облдумы

Финансовый комитет тюменского парламента приступил к обсуждению бюджета-2008

Очередное заседание комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной думы прошло в областном центре накануне. Один из главных вопросов в повестке – первое чтение законопроекта «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» – стал самым острым и вызвал огромное количество критических замечаний депутатов. О том, что не понравилось депутатам, и какие цифры парламентарии сверяли на калькуляторе, читайте в материале «УралПолит.Ru».

Очередное заседание комитета по бюджету, налогам и финансам Тюменской областной думы прошло в областном центре накануне. Один из главных вопросов в повестке – первое чтение законопроекта «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» – стал самым острым и вызвал огромное количество критических замечаний депутатов. О том, что не понравилось депутатам, и какие цифры парламентарии сверяли на калькуляторе, читайте в материале «УралПолит.Ru».

Заседание комитета впервые началось с задержкой. Председатель думского комитета, начальник Тюменского управления магистральных газопроводов Владимир Крамской, открывая заседание, попросил у приглашенных прощения за 15-минутное опоздание. «Сегодня, – словно оправдываясь, заметил Крамской, – произошло неординарное событие. Нас пригласил губернатор. Мы обговорили перспективы развития региона до 2010 года. Задали волнующие нас вопросы и получили исчерпывающие ответы».

Продолжила заседание заместитель губернатора Тюменской области Татьяна Крупина. С помощью слайд-шоу она представила парламентариям основные параметры трехлетнего бюджета. Чтобы не загружать депутатов цифрами, остановилась на деталях бюджета 2008 года. Так, по ее данным, в следующем году разработчики ожидают собрать в казну 89,838 млрд. рублей, что на шесть процентов превысит плановые показатели текущего года. Причем 92 процентов всех поступлений обеспечат три налога – на прибыль, добычу полезных ископаемых и доходы физических лиц. Львиная доля средств придет на юг области из северных автономий в виде 29,5 процента отчислений от налога на прибыль и 100 процентов налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих зачислению в бюджеты Югры и Ямала. Замгубернатора отметила, что с будущего года предполагается аккумулировать в областной бюджет и 100 процентов налога на прибыль, собираемого на юге региона. Нынче 66,7 процента налога на прибыль остаются в распоряжении муниципалитетов. Эти проценты должны были повысить предсказуемость и стабильность доходной базы местных бюджетов, а также увеличить заинтересованность местных глав в экономическом росте своих территорий. Однако, по информации правительства области, ожидаемых результатов достичь не удалось.

Медленно но верно сокращаются собственные поступления налогов на добычу полезных ископаемых. В этом году добыча нефти на тюменском юге сократится на 60 тысяч тонн, или на 4 процента. На следующий год это сокращение оценивается еще в 70 тысяч тонн. Причина кроется в «исчерпании возможностей для увеличения нефтеотдачи на единственном введенном в промышленную разработку Кальчинском месторождении».

Бюджетные траты возрастут до 103,704 млрд. рублей. На эти деньги за 2008 год возведут 45 жилых домов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, девять школ, 9 детских садов, 3 колледжа, подстанцию скорой медицинской помощи, 2 поликлиники, центр материнства и детства, 4 молочных комплекса, реконструируют 30 мини-ферм. Начнется строительство 5 молочных и 3 свиноводческих комплексов. Продолжится сооружение нейрохирургического и информационного центров, онкологического диспансера. На 15 процентов будет повышена зарплата бюджетников.

В обсуждении доклада особенно активным был заместитель председателя бюджетной комиссии, ректор Тюменского нефтегазового университета Николай Карнаухов. Он поинтересовался разницей средних зарплат бюджетников в различных отраслях. «Почему в здравоохранении получают больше, чем в образовании, и тем более в культуре?», – спросил он.

Татьяна Крупина ответила, что средние зарплаты в здравоохранении и образовании сопоставлять неправильно, корректнее сравнивать категории. А что касается здравоохранения и культуры, то эти две отрасли принципиально нельзя сравнивать. В культуре гораздо больше возможностей прирастить зарплату, чем в здравоохранении. И правительство области ориентирует работников культуры зарабатывать за счет собственной инициативы, оказывая больше платных услуг. Кстати, 70 процентов дополнительных доходов в бюджетной сфере идет на зарплату.

«Я не хочу даже сравнивать... Если говорить о приоритетах, то население, прежде всего, выбирает здравоохранение и образование, качество оказываемых ими услуг. А доступность культуры во всех наших социологических опросах по значимости находится лишь во втором десятке», – дополнил вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев.

Продолжая тему, депутат отметил, что правительство области заявило о предоставлении работникам бюджетной сферы социального пакета. «Но, по сути, там только отдых и лечение. А где добровольное медицинское страхование, дополнительное пенсионное страхование, все остальное, что предполагает традиционный соцпакет?», – поинтересовался он.

На что представитель правительства заявила, что это только начало. «Понятие «соцпакет» не узаконено, – уточнил Сергей Сарычев. – У нефтяников он один, у газовиков – другой, в иных отраслях – третий».

Также парламентарий отметил, что правительство области выделяет средства на строительство социального жилья. И поинтересовался, смогут ли рассчитывать на это жилье врачи и учителя? Татьяна Крупина считает, что социальное жилье – не для врачей и учителей, поскольку у них и так достойный уровень оплаты труда, который позволяет решать жилищные проблемы.

Заместитель председателя думы, руководитель фракции единороссов Сергей Усольцев замолвил слово за муниципалитеты, которые с нового года планируется лишить нынешней доли от налога на прибыль. Главный финансист области обещает, что норматив с прибыли в 66,7 процента сохранят за местными бюджетами.

Депутат Сергей Дубровин, он же начальник одного из подразделений Сургутнефтегаза, вооружившись калькулятором, углубился в математические расчеты. В 2008-м область планирует собрать налога на прибыль 42,703 млрд. рублей, в том числе от плательщиков автономных округов 31,227 миллиарда. В 2009-м – 40,999 и 31,981 млрд. рублей. В 2010-м – 42,355 и 32,527 млрд. рублей соответственно. То есть поступления из автономных округов год от года будут нарастать, а сбор налога на юге региона уменьшаться. С 11,476 млрд. до 9,827 млрд. рублей. «Говоря о том, что промышленность у нас будет развиваться, мы одновременно закладываем снижение налога на прибыль», – недоумевал депутат.

Не сходятся у Сергея Дубровина расчеты и по другим доходным источникам. В частности, по транспортному налогу. При лавинообразном развитии автомобильного транспорта область намерена прирастить за год сборы лишь на один процент – с 405 млн. в 2008-м до 409 млн. рублей в 2009 году. Слишком много вопросов возникает у депутата даже при беглом знакомстве с основными параметрами трехлетнего бюджета. Все эти вопросы будут сформулированы в письменном виде.

«Мне не нравится, что я и большинство моих коллег не сможем принять участие в обсуждении предложенного бюджета, – высказал мнение Сергей Дубровин. – В Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе, других субъектах Федерации заслушали послания губернаторов, обсудили их на территориях с избирателями и приняли бюджеты в первом чтении еще в сентябре, а теперь обстоятельно работают с цифрами, готовят бюджет ко второму чтению. Нам же предлагают проголосовать за бюджет, не принимая участия в его обсуждении. Причем принять его на думе практически сразу в первом, втором и окончательном чтениях».

Однако Татьяна Крупина претензии отвергает. «Закон о бюджете представлен в соответствии с регламентом, принятым областной думой. Более того, чтобы сократить время работы над бюджетом, количество заседаний согласительной комиссии также сокращено до трех. Вы сможете принять в них участие», – ответила она депутату.

Заместитель директора областного департамента финансов Михаил Таранов объясняет отрицательную динамику по сбору налога на прибыль удачными показателями текущего года. Именно это заставляет финансистов «чуточку осторожнее подходить к расчетам». Не исключено торможение. Та же ситуация и с транспортным налогом. «Готов поспорить, – тут же реагирует Сергей Дубровин, – вы слишком перестраховываетесь».

После многочисленных вопросов Сергей Усольцев призвал коллег действовать строго по регламенту. Он отметил, что комитет рассматривает пока только три параметра бюджета: доходы, расходы и дефицит. Депутаты, которые не смогут принять участие в работе согласительной комиссии, могут сформулировать свои вопросы в письменном виде. Все они получат соответствующие ответы.

Депутат Владимир Волков, генеральный директор страховой компании «Югория», тем не менее, предложил задавать уточняющие вопросы. Не сдается и Сергей Дубровин, призывающий в перспективе привести областной закон о бюджетном процессе в соответствии с федеральным.

Николай Карнаухов вернулся к заработной плате бюджетников. Первый вопрос, который на всех встречах задают депутату учителя: почему они получают значительно меньше врача? «Неужели труд учителя, действительно, менее важен для общества и государства? – задал риторический вопрос народный избранник. – И мы, утверждая бюджет области на три года, сохраняем эту вилку в оплате труда. Что касается «серых» и «черных» схем, дающих возможность подзаработать, то их в здравоохранении гораздо больше, чем в средней школе. И мы лишь провоцируем эти поборы, закладывая суммы по платным услугам в бюджете».

Отдельно Николай Карнаухов остановился на социальном жилье. Учителя, врачи, по убеждению депутата, вообще не имеют перспектив решения злополучного квартирного вопроса. Они не в состоянии даже в банке занять деньги. Ни школа, ни поликлиника, ни государство не выступают гарантом по таким кредитам. Депутат предлагает как минимум два варианта решения проблемы: предоставлять учителям, врачам жилье по социальному найму, либо предусмотреть меры государственной поддержки. В пример ректор привел систему, обкатанную в нефтегазовом университете: педагоги берут в банке ипотечные кредиты на десять лет, а все проценты за них гасит учебное заведение.

«Если мы громко заявили о социальном пакете для бюджетников, – продолжает Николай Карнаухов, – то должны тут же объяснить людям, что нынешние затраты на отдых и лечение – только начало. И определить набор этого пакета, скажем, на 2010 год. Поскольку все сегодня прекрасно понимают, что социальный пакет включает в себя не только условия труда и отдыха, но и жилье, дополнительные виды медицинского и пенсионного страхования».

Депутат Владимир Майер, генеральный директор Тобольскстроймеханизации, обеспокоен судьбой десятков тысяч строителей. Если для выполнения задач 2008 года их придется набирать с превеликим трудом, то в 2009-м большинство из них окажется не у дел. Ведь прогноз бюджета-2009 предусматривает значительное сокращение капитальных расходов – почти в полтора раза, как минимум, на 6,5 миллиардов рублей.

Реагируя на критику, Татьяна Крупина отметила, что перепады в планировании вызваны поручением губернатора – закончить в 2008 году все ранее начатые объекты. Задание по капработам на более поздний период сформируют дополнительно, в зависимости от реальных доходов бюджета.

По итогам обсуждения бюджетный комитет рекомендует областной Думе принять представленный законопроект за основу, а согласительной комиссии подготовить его к рассмотрению на заседании думы во втором чтении. Принятие бюджета в первом чтении намечено на 25 октября, когда губернатор выступит с ежегодным посланием, а во втором и окончательном – на 26 октября.

«УралПолит.Ru» следит за развитием ситуации.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.