горячие темы Смотреть Скрыть
Промышленность
Тюменская область
27 августа 2007, 22:00 0
Редакция «ФедералПресс» / © Экспертный канал «УралПолит.Ru»

Итоги недели. Западная Сибирь. Выпуск XXXII

Под знаком экономических и политических перемен

На прошедшей неделе для Западной Сибири было много изменений, – в основном, в области экономики. Крупнейший авиаперевозчик – компания «ЮТэйр» – нашла способ взять под контроль северные аэропорты, СМИ подняли тему грандиозного проекта Кремля шестилетней давности по объединению нефтедобывающих компаний. Новатэк стал обладателем 6 новых месторождений. Говоря о политике, нужно отметить, что произошедшие события могут положить начало серьезным переменам. Это визит губернатора Югры Александра Филипенко в Москву, где он провел около 10 важных встреч, автокатастрофа, в которой погиб высокопоставленный чиновник Нижневартовского района. Наконец, логическое продолжение уголовного дела мэра самого крупного города на Ямале.

На прошедшей неделе для Западной Сибири было много изменений, – в основном, в области экономики. Крупнейший авиаперевозчик – компания «ЮТэйр» – нашла способ взять под контроль северные аэропорты, СМИ подняли тему грандиозного проекта Кремля шестилетней давности по объединению нефтедобывающих компаний. Новатэк стал обладателем 6 новых месторождений. Говоря о политике, нужно отметить, что произошедшие события могут положить начало серьезным переменам. Это визит губернатора Югры Александра Филипенко в Москву, где он провел около 10 важных встреч, автокатастрофа, в которой погиб высокопоставленный чиновник Нижневартовского района. Наконец, логическое продолжение уголовного дела мэра самого крупного города на Ямале.

О том, что объединяет аэропорты Тюмени и Сургута, какое будущее предвещают нефтяной промышленности, чем может завершиться для администрации ЯНАО противостояние мэра Ноябрьска и прокуратуры, и какие «белые пятна» остались в московской поездке югорского губернатора – читайте в очередном выпуске итогов недели.

Создание Нефтепрома откладывается?

Похоже, становится доброй традицией начинать обзор деятельности самой региональной из нефтяных компаний – Сургутнефтегаза – со слов: «Получили дальнейшее развитие слухи о том, что…». Пробел можно заполнить подходящим по смыслу выражением.

На этой неделе получила дальнейшее продолжение тема о предстоящем поглощении компании Владимира Богданова. По информации ряда СМИ, в единый государственный нефтяной холдинг могут быть объединены Сургутнефтегаз, Роснефть, За­рубежнефть и, возможно, РуссНефть. Ранее такую же информацию со ссылкой на некий высопоставленный источник в администрации президента опубликовала американское агентство Energy Intelligence Group (EIG). Старт объединительной кампании может быть дан уже осенью нынешнего года.

Комментируя эти слухи, эксперты отмечают, прежде всего, те экономические выгоды, которые теоретически может принести это объединение. Что касается истинности этих слухов, то, согласно ряду мнений, объединения не будет, поскольку в противном случае об этом бы знали те, кто непосредственно занят подготовкой сделки. Однако информация о поглощении исходит из недр госаппарата, и это означает лишь то, что такой проект действительно существует. Формирование государственной нефтегазовой компании на базе Роснефтегаза, пишет RBC Daily, задумывалось еще в 2001 году. В рамках этого плана государство собиралось объединить Роснефть и Газпром, чтобы получить недостающие ему до контроля 10,7 % акций монополии в обмен на 100 % Роснефти, а затем либерализовать рынок акций Газпрома. Однако Кремль отказался от этой идеи, решив зарабатывать деньги на создании и развитии двух крупных игроков в области ТЭК – газового и нефтяного. И пока ничто не говорит о том, что создание Нефтепрома (по аналогии с Газпромом) является реализуемой стратегией.

Заветная мечта «ЮТэйр»

«ЮТэйр», по-видимому, нашла комбинацию, которая позволит авиакомпании приобрести контроль над аэропортами базового для нее региона – Западной Сибири. На прошлой неделе гендиректор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов заявил, что компания ведет переговоры с собственником контрольных пакетов акций тюменского аэропорта Рощино и аэропорта Сургута. По стечению обстоятельств, собственником является одна и та компания – ООО «Инвестиционные консультации», близкое к московской инвестиционной группе «Регион».

Отметим, что долгое время «ЮТэйр» пыталась приобрести пакет акций Рощино (точнее, компании-оператора) через дочерние структуры, однако сделку блокировали антимонопольные службы. Теперь же, даже не приобретая контрольного пакета акций Рощино (да и Сургута), «ЮТэйр» фактически добьется контроля над двумя воздушными воротами Западной Сибири, поскольку нынешний собственник оставшейся доли пребывает даже если и не аффилированной, то, по меньшей мере, дружественной авиакомпании структурой.

Расчетливый Новатэк

Новатэк раскрыл сумму сделки по приобретению 25 % долей в трех компаниях, владеющих лицензиями на ряд углеводородных месторождений. За пакеты акций Новатэк заплатил 1,25 млрд. рублей. Кроме того, компания обязалась рефинансировать долг этих компаний в размере 2 млрд. 777 млн. рублей. Напомним, что Новатэк приобрел у группы United Capital Partners 25% доли участия в ООО «Ойлтехпродукт-Инвест», 25 % доли участия в ООО «Петра Инвест-М» и 25 % доли участия в ООО «Тайликснефтегаз».

Компании, в которых были приобретены доли, владеют лицензиями на геологическое изучение с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья в пределах Средне-Часельского, Северо-Русского, Южно-Заполярного, Западно-Тазовского, Аномального и Северо-Ямсовейского участков недр. Лицензионные участки расположены в Ямало-Ненецком автономном округе в непосредственной близости от существующих месторождений и лицензионных участков компании. Общая площадь участков составляет 21 тыс. 572 кв. км. Совокупные ресурсы категорий «C3» и «D» в соответствии с российской системой классификации запасов составляют около 9 млрд. бнэ, из которых свыше 60 % процентов приходится на природный газ. Цена приобретенных акций оказалась ниже, чем полагали аналитики. По оценкам экспертов, пакеты должны были стоить от 100 до 500 млн. долларов, но, исходя из данных, предоставленных компанией, их стоимость составила 44 млн. долларов.

Московский вояж югорского губернатора

Губернатор Югры поразил своей активностью. Только за два последних дня прошлой недели он провел около 10 встреч в Москве. В первую очередь, в графиках Александра Филипенко значились встречи политического характера. Это переговоры с руководителем администрации президента Сергеем Собяниным, его заместителем Владиславом Сурковым, помощниками президента РФ Александром Абрамовым и Сергеем Приходько, депутатом Госдумы РФ Леонидом Симановским и депутатом Госдумы РФ от Югры Александром Сарычевым. Официально сообщалось, что на этих встречах обсуждались вопросы социально-политической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе и ход подготовки к предстоящим выборам в Государственную думу РФ.

Во время своего московского вояжа Александр Филипенко провел и встречи экономического характера. Так, губернатор встретился с президентом Транснефти Семеном Вайнштоком и председателем правления Новатэка Леонидом Михельсоном. Отметим, что подробности этих встреч не разглашаются.

Кроме того, глава региона пообщался с сенатором от Ямало-Ненецкого автономного округа, председателем совета директоров АКБ «Промсвязьбанк» и совладельцем издательского дома «Аргументы и факты» Дмитрием Ананьевым. Эти разговоры также носили экономический характер. В частности, стороны обсудили вопрос издания в Ханты-Мансийске приложения самого массового российского еженедельника – «АиФ в Югре».

Опасный феномен власти Ноябрьска

Расследование уголовного дела мэра самого крупного на Ямале города – Ноябрьска – Николая Коробкова на прошлой неделе получило логическое продолжение и дало СМИ серьезный повод заговорить о нем. Прокуратурой ЯНАО мэру было предъявлено официальное обвинение. Однако Николай Коробков заявил, что с прокуратурой не согласен.

Итак, в ходе расследования уголовного дела, заведенного на Николая Коробкова в конце мая по ч. 2 ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», к имеющемуся эпизоду о незаконной передаче мэром имущества муниципальных предприятий «Электрические сети» и «Тепловодоканал» в аренду ОАО «ЭнергоГазНоябрьск» добавился еще один. Следствие считает, что Коробков подписал распоряжение, согласно которому в 2004 году 5 руководителей администрации Ноябрьска получили квартиры. Однако они не стояли в списке как нуждающихся в улучшении жилищных условий, чем были существенно нарушены права последних. Именно в таком виде 20 августа Николаю Коробкову было предъявлено официальное обвинение.

Реакция мэра последовала через два дня. На брифинге он заявил, что с предъявленными обвинениями не согласен. Вся суть оправданий Коробкова сводится к тому, что он действовал в интересах возглавляемого им города и закона не нарушал. В свою очередь, руководство прокуратуры прокомментировало и это заявление, в очередной раз обосновав свою позицию. В настоящее время с главы муниципального образования взята подписка о невыезде.

Как бы не завершилось противостояние окружной прокуратуры и мэра Ноябрьска, очевидно, что позиции Николая Коробкова, возглавившего самый сложный в политическом смысле город на Ямале, сильно пошатнулись. И в ближайшем будущем администрация ЯНАО может задуматься о смене власти в Ноябрьске. Не исключено, что сам мэр может раньше времени покинуть пост. В этом смысле по отношению к Ноябрьску можно применить теорию исторического развития по спирали. Напомним, прежние главы Ноябрьска имели серьезные проблемы с законом. В конце 90-х в срочном порядке кресло главы города покинул Александр Бусалов. А Юрий Линк, пришедший вслед за ним, предстал перед судом. Сейчас он обвиняется в превышении должностных полномочий.

Погиб и.о. главы Нижневартовского района Юрий Истомин

Печальная драма 20 августа развернулась на 33 км автодороги Радужный – Новоаганск. Служебный автомобиль «Митсубиси-Паджеро», в котором ехал замглавы Нижневартовского района по коммунальному хозяйству и строительству Юрий Истомин, исполняющего на тот момент обязанности главы района, съехал на обочину и перевернулся. Сам Юрий Истомин и водитель Борис Науменко погибли на месте. Двое других пассажиров, сидевшие на заднем сиденье, сотрудники райадминистрации Василий Кожеватов и Андрей Мельник с многочисленными переломами были госпитализированы.

По предварительной версии, авария произошла из-за того, что водитель уснул за рулем. Впрочем, в течение 10 дней милиция Нижневартовского района совместно с ГИБДД должны дать официальное заключение. Недавно был найден очевидец трагедии – это водитель автомобиля, которого не успел обогнать джип администрации.

Смерть Юрия Истомина влечет за собой перестановки во власти Нижневартовского района. В настоящее время на его место никто не назначен. Но на прошлой неделе в срочном порядке вышел из отпуска глава Нижневартовского района Борис Саломатин, который должен принять кадровое решение.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1