Фантазии телефонных мошенников можно позавидовать: чтобы получить деньги, они придумывают все новые и новые способы. Так, в Саудовской Аравии выявлен вид мошенничества, когда злоумышленники представлялись «джиннами, сошедшими с небес». Они звонили на мобильные телефоны и убеждали соотечественников отправить деньги по указанному адресу. Отказавшихся выполнять волю «джиннов» мошенники грозили наслать беды и семейные трагедии, сообщило УВД по Ямалу. В России методы добычи денег более банальны. Мошенники пытаются получить информацию и деньги при помощи сотовых телефонов и пластиковых карт. Об смс-мошенничестве своих клиентов уже предупредили Сбербанк, ВТБ 24 и Альфа-Банк. Подробности выуживания денег – в материале «УралПолит.Ru».
Фантазии телефонных мошенников можно позавидовать: чтобы получить деньги, они придумывают все новые и новые способы. Так, в Саудовской Аравии выявлен вид мошенничества, когда злоумышленники представлялись «джиннами, сошедшими с небес». Они звонили на мобильные телефоны и убеждали соотечественников отправить деньги по указанному адресу. Отказавшихся выполнять волю «джиннов» мошенники грозили наслать беды и семейные трагедии, сообщило УВД по Ямалу. В России методы добычи денег более банальны. Мошенники пытаются получить информацию и деньги при помощи сотовых телефонов и пластиковых карт. Об смс-мошенничестве своих клиентов уже предупредили Сбербанк, ВТБ 24 и Альфа-Банк. Подробности выуживания денег – в материале «УралПолит.Ru».
Утекающие через смс-сообщения деньги
В последнее время участились случаи получения держателями карт мошеннических смс-сообщений с информацией о блокировке карты, окончании срока действия карты, изменения pin-кода и других с просьбой перезвонить, как правило, на номер мобильного телефона, с которого оно было отправлено. Однако номер карты при этом в сообщении не указывается, так как мошенникам он неизвестен. Как правило, уже когда человек звонит по указанному телефону, его просят сообщить номер карты и другие данные. Так мошенники собирают данные, которые в дальнейшем будут использованы ими для проведения тех или иных незаконных операций.
После первых случаев смс-мошенничества представители Сбербанка и ВТБ 24 разместили нас своих сайтах официальные обращения к клиентам. В них кредитные организации рекомендовали не перезванивать на мобильные номера, указанные в таких сообщениях, а обращаться с любыми вопросами на бесплатные номера, начинающиеся на 8-800 или те контакты, которые банк указал на обороте карты.
Представители Альфа-Банка рассказали «УралПолит.Ru», что в настоящее время от смс-мошенничества пострадал только один клиент данной финансовой структуры. В то же время уже известен целый ряд подобных случаев, когда действия мошенников нанесли ущерб клиентам других банков.
«В данной схеме использовался метод выманивания данных, который называется «фишинг» (от англ. Fishing). Его целью является получение общих сведений о персональных данных, которые необходимы злоумышленникам. Ни один банк не в состоянии запретить своим клиентам принимать смс-сообщения или электронную почту. Поэтому основная работа направлена прежде всего на обучение и предупреждение клиентов. Что же касается работы с обманутыми клиентами, то она ведется точно в таком же порядке, как и в любых других случаях, когда клиенты не согласны с какими-либо операциями по своим банковским картам», – сообщил начальник отдела мониторинга операций Альфа-Банка Владимир Бакулин.
Также он добавил, что клиентам, получившим подобные смс-сообщения, не следует перезванивать по незнакомым им номерам и тем более не следует сообщать никаких персональных данных. Лучше всего перезвонить в свой банк по знакомому клиентам номеру и поинтересоваться происхождением странного сообщения. Стирать такие сообщения также не следует, поскольку их текст может пригодиться банку для проведения расследований.
Не в списке злоумышленников
Несмотря на обширную географию работы злоумышленников, с проблемой банковского смс-мошенничества столкнулись еще не все кредитные организации и их клиенты. Для многих региональных банков данный вопрос не стоит так остро, как для их федеральных коллег. К примеру, в СКБ-банке не зафиксировано пока ни одного случая смс-мошенничества. Однако каждому клиенту, получающему карту СКБ-банка, даются разъяснения по ее пользованию. Клиенту сообщаются самые главные способы ограждения себя от случаев несанкционированного пользования его банковской карты: ни под каким предлогом не разглашать pin-код, хранить отдельно от карты, не писать его на обороте. Порядок выдачи банковской карты предполагает выдачу кодов в заклеенном конверте, таким образом, даже операционист не знает их. Клиент обязательно информируется о том, что по любым вопросам надо звонить по телефонам Контакт-центра (они указаны на самой карте), который в настоящее время работает круглосуточно.
«В любом случае клиентам, получившим sms-сообщение «якобы от банка», настоятельно советуем проверять любую информацию звонком в контакт-центр самого банка, а не по предложенному номеру телефона, любые операции (затрагивающие конфиденциальную информацию) совершать в офисах банка. Постоянно выполняя простые меры предосторожности, клиент легко может защитить свой карточный счет от мошенников», – отметили в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» в пресс-службе СКБ-банка.
Сотовые операторы против мошенничества
Сотовые операторы, невольно выполняющие роль посредников между мошенниками и банковскими клиентами, также развили активную деятельность по борьбе со злоумышленниками. Так, МТС реализует комплекс мер по противодействию мошенничеству, которые включают действия по информированию абонентов, технические решения, организационные меры по работе с партнерами. «Любое мошенничество основано на доверчивости людей. Поэтому советы абонентам достаточно универсальны, вне зависимости от способа мошенничества всегда нужно перепроверять информацию у своего оператора, нельзя звонить или сбрасывать сообщения на незнакомые номера, желательно оперативно сообщать своему оператору о попытке мошенничества», – посоветовали сотрудники МТС.
Информированием клиентов о видах мобильного мошенничества и о способах от него защититься также занимается «Вымпелком». В общем потоке обращений в компанию жалобы о мошенничестве составляют около 1 %, тем не менее компания считает эту проблему весьма серьезной. «В случае поступления жалоб от абонентов на недобросовестные действия одного из контент-провайдеров, мы обязательно проводим проверку его деятельности и при обнаружении нарушений выставляем штрафы и блокируем короткие номера», – заключили менеджеры сотового оператора.
По словам банковских экспертов, способы мошенничества в кредитной сфере с каждым годом пополняются. Причем это связано не только с техническим прогрессом, дающим более широкое поле для деятельности злоумышленников, но и с финансовой неграмотностью и излишней доверчивостью граждан. «Необходимо повышать банковскую культуру россиян, тогда они смогут грамотно распоряжаться своими средствами и не будут попадаться на уловки мошенников», – пришли к единому мнению отраслевые аналитики.
«УралПолит.Ru» будет следить за развитием ситуации.