Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Госдолг регионов растет из-за необходимости закрывать собственные дефициты»

За первый квартал 2016 года общий объем госдолга субъектов РФ вырос на 1,5% и превысил 2,35 трлн рублей.

Как пишут «Известия» со ссылкой на обзор «Госдолг российских субъектов» Национального рейтингового агентства, при этом крупнейшей составляющей госдолга теперь являются бюджетные, а не коммерческие кредиты.

«.. доля коммерческих кредитов в суммарном объеме госдолга субъектов РФ сократилась на 7,38% до 34,26%. При этом доля бюджетных кредитов, наоборот, выросла на 8,43% до 43,31%», – отмечает издание. Комментирует ведущий специалист методического отдела Национального рейтингового агентства Александр Пахалов:

«Государственный долг субъектов федерации растет вследствие необходимости финансировать собственные бюджетные дефициты. По итогам 2015 года консолидированные бюджеты 76 из 85 российских регионов были исполнены с дефицитами. Дефицит бюджетов, в свою очередь, связан с необходимостью наращивать расходные статьи (социальная сфера, культура, образование, инфраструктурные проекты) на фоне падения или стагнации доходов бюджетов.

 Налоговые отчисления в условиях кризиса снижаются, налогооблагаемая база остается на прежнем уровне или также снижается в связи с банкротством компаний, перерегистрацией в других регионах или юрисдикциях, решением собственников о ликвидации бизнеса. В таких условиях при снижении налоговых поступлений платежи по долговым обязательствам автоматически увеличивают свою долю в общей пропорции расходов, что вынуждает регионы обращаться за помощью к федеральному центру.

Постоянный рост долговой нагрузки регионов в течение последних 10 лет связан прежде всего с тем, что с 2004 года была фундаментально пересмотрена пропорция распределения налоговых поступлений между региональными бюджетами и федеральным центром, в которой наибольшая пропорция налоговых поступлений была направлена в федеральный бюджет.

Идея новой пропорции заключалась в том, чтобы уравнять в правах на пользование природной рентой все регионы страны, так как до того момента регионы добычи нефти и газа получали гораздо больше налогов, чем регионы не имеющие на своей территории крупных предприятий или полезных ископаемых. Однако, в итоге региональные бюджеты стали гораздо больше зависеть от трансфертов из федерального бюджета и долговых инструментов привлечения средств, чем от поступлений со своей налогооблагаемой базы. Учитывая тот факт, что управление долгом по сложности планирования гораздо сложнее, чем управление налоговыми поступлениями, так как в случае с долговыми обязательствами необходимо просчитывать отдачу от инвестиций и связанные с этим риски, не удивительно, что многие регионы не смогли эффективно контролировать уровень долговой нагрузки.

Кроме того, обязанность региональных властей по закону направлять привлекаемые долговые ресурсы в том числе и на финансирование социальной сферы, а не инфраструктурных или промышленных проектов, оказывает дополнительное негативное влияние на уровень и динамику госдолга – социальные выплаты не являются инвестициями и не могут служить основой для формирования выплатного фонда по госдолгу. Рост госдолга регионов в 2015 году замедлился впервые за четыре года и составил чуть менее 11%, однако ожидать стабилизации или сокращения долговой нагрузки не следует.

Госдолг регионов и дальше будет продолжать расти, при этом бюджетные кредиты укрепят свою роль в качестве инструмента финансовой поддержки регионов и основного элемента долговой нагрузки большинства регионов. Не прогнозируется дальнейшего сокращения суммарного бюджетного дефицита в 2016 году, напротив – наиболее вероятным сценарием является его рост примерно на 20%. Основными факторами роста бюджетного дефицита регионов станут необходимость увеличения бюджетных расходов на развитие социальной сферы и поддержку экономики, так как приближаются сроки достижения многих целевых индикаторов «майских указов», а также и невозможность увеличения налоговых доходов бюджета на фоне снижения или стагнации в большинстве отраслей российской экономики. В 2017 году возможно улучшение ситуации с бюджетными дефицитами, однако госдолг продолжит расти, хоть и более спокойными темпами».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.