Top.Mail.Ru
Экономика
Сибирский ФО
0

«У создания ТОСЭР в моногородах Сибири и Дальнего Востока много преимуществ»

Проблема моногородов в регионах Сибири и перспективы создания здесь территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), вызывают большой интерес. Сегодня этой темой активно занимаются депутаты, общественные деятели, ученые. Свой взгляд на сложившуюся ситуацию излагает профессор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Юрий Казанцев:

«Проблема моногородов является наследием советского прошлого планового хозяйства, когда в одном месте концентрировались финансовые ресурсы для решения назревших проблем. Моногорода оказались подключены к капельнице градообразующего предприятия или нескольких предприятий, объединенных цепочкой производства.

Кризис обострил проблему моногородов в целом, а таковых насчитывается в стране не менее 350 и в них проживает порядка 16 млн человек. В 17 российских моногородах ситуация оценивается как критическая. Проблемы и поиск выхода из исторически сложившейся ситуации в моногородах основательно изучаются.

Распространение режима опережающего развития на территорию моногородов Сибири сопровождается рядом трудностей. Это объясняется сложностью задачи. Обеспечить в современных условиях диверсификацию экономики города, снизить экономическую зависимость от градообразующего предприятия, создать новые рабочие места в других отраслях производства – дело непростое и дорогостоящее.

Встает другой вопрос – какие поселения следует относить к моногородам? В субъектах РФ разработаны законы, регулирующие жизнедеятельность моногородов. Типичным можно считать закон Кемеровской области, принятый 23 июля 2013 года, «О моногородах». Основными критериями отнесения к моногородам стали три показателя: наличие одного или нескольких однопрофильных предприятий, на которых занято не менее 25 % численности работающего населения города; удельный вес отгруженной продукции этого предприятия составляет 50 и более процентов от общего объема товаров и услуг предприятий города; доля налогов предприятия составляет не менее 20 % от общего объема налогов и сборов, поступающих в бюджет города.

Всего в Сибири, по оценкам менеджеров, расположено 18 моногородов, в которых открываются возможности создания территорий опережающего развития (ТОСЭР). У каждого из моногородов региона своя судьба и особенности исторического развития.

Однако плановое, устойчивое и надежное развитие моногородов осталось в прошлом. Как показал мировой опыт, в современных условиях постоянно меняющейся конъюнктуры жизни моногородов угрожают большие опасности. Таких городов-призраков в мире немало, в том числе в США, Китае и в России.

Одни города люди покидают из-за того, что там нельзя жить, (техногенные, экологические, военные катастрофы), другие – потому, что в этих городах невозможно оставаться и выживать экономически. Созданием территорий опережающего социально-экономического развития в сибирских моногородах планируется отыскать точки экономического роста в регионе. В августе 2015 года в Томске прошло совещание по территориям опережающего развития в моногородах и закрытых территориальных образованиях Сибири. Отмечалось, что началась подготовка заявок на создание ТОСЭР в моногородах с наиболее сложной социально-экономической ситуацией. Работу по созданию ТОСЭР в четырех закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) округа взяла на себя компания «Росатом». В планы госкорпорации были включены развитие ЗАТО «Железногорск» и «Зеленогорск» в Красноярском крае, ЗАТО «Северск» в Томской области и города Краснокаменска в Забайкальском крае. Другая госкорпорация – «Роскосмос» – также не осталась в стороне. Так, в Железногорске совместно с «Роскосмосом» предполагается реализовать проект по формированию инновационного кластера.

Если учесть, что создание ТОСЭР преследовало цель привлечения крупных инвестиций и главным образом частных инвесторов, то первый опыт убеждает в том, что на реализацию проекта были мобилизованы в основном силы государственного сектора.

Не всем из моногородов в современной модели российской экономики приходится плохо, некоторые из них (например, Новый Уренгой, Салехард, Когалым, Нефтеюганск и другие города нефтяников в Западной Сибири) процветают. В отличие от моногородов в других странах, инфраструктура и сфера обслуживания за пределами главного предприятия здесь непозволительно слабо развиты, так что дополнительные рабочие места здесь большая редкость. К этому следует добавить, что и природные ресурсы, от которых зависят некоторые из таких городов, также иссякают. Если не осуществлять диверсификацию производства, не уходить от моноиндустрии, то через 20–30 лет этим моногородам угрожает исчезновение.

При изучении проблемы складывается мнение, что выделение территорий опережающего социально-экономического развития создает условия для бурного развития азиатской части России, формирования в Сибири и на Дальнем Востоке мощных современных производственных кластеров. Решение правительства о создании ТОСЭР оценивалось как разворот на восток и создание здесь нового современного экономического центра. Сама программа задумывалась не как вынужденная поддержка слабых районов, а как стремление умело использовать конкурентные преимущества огромных территорий страны за Уралом.

В условиях нарастающего кризиса пришлось существенно сократить выделение денежных средств на развития ТОСЭР. Аналитики приводят следующие данные: «Более чем вдвое – с 89 до 42 млрд. рублей – были сокращены государственные расходы на организацию ТОРов. В 2015–2017 гг. их планируется создать 5–6, хотя изначально планировалось 14».

Создание ТОСЭР в Сибири и на Дальнем Востоке обусловлено рядом преимуществ. Во-первых, в современных условиях продолжается смещение центра экономического развития из Европы в Азию, успехи китайской экономики – веское тому подтверждение. Высокие темпы экономического роста сопредельного государства, создают благоприятный климат для развития Сибири и Дальнего Востока. Во-вторых, в азиатской части России сложилась достаточно благоприятная международная конъюнктура, где ни одна из соседних стран (Китай, Казахстан, Монголия), не присоединилась к режиму международных экономических санкций против России. В-третьих, Сибирь с ее природными возможностями и запасами сырья представляет огромный интерес для отечественных и иностранных инвесторов, но для этого регион следует превратить в территорию, удобную для развития инициативы и предпринимательства, избавив край от чиновничьего произвола и коррупции.

И речь не идет о создании особых условий федеральным центром для Сибири, а об активной инвестиционной политике государства, направленной на поддержку экономического роста и опережающих темпов социально-экономического развития огромных и перспективных территорий страны».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.