На форуме в Сочи экс-министр финансов Алексей Кудрин в очередной раз коснулся ключевых проблем, сдерживающих развитие экономики нашей страны. Выступая на одной из площадок, он озвучил свое видение путей повышения производительности труда, а также обозначил вектора той реформы, предложения по которой готовит Центр стратегических разработок в рамках стратегии экономического развития РФ до 2024 года:
«Рост производительности труда является важным показателем роста производительности предприятий. В меньшей степени по этому показателю сложнее судить об экономике. Но давайте посмотрим на динамику. С 2002-го по 2015 годы производительность труда выросла на 60 %. За последние пять лет – всего на 8 %. Это очень низкие темпы роста по меркам быстрорастущих стран.
Стратегию развития, которую мы вырабатываем с ЦСР, мы закладываем (план – «ФедералПресс») к 2024-му увеличить производительность труда на 30 %, а к 2050-му – удвоить. Но если наши расчеты показывают, что только если мы достигнем этих показателей, мы выйдем на темпы роста 3 – 4 %. Если мы не сможем так поднимать производительность, то таких показателей нам не видать.
Почему (важна – «ФедералПресс») производительность? В предыдущие периоды (начиная с Советского Союза и до 2008-го года) у нас был тренд на рост количества трудоспособного населения. Мы добивались дополнительного выпуска продукции за счет прироста численности трудоспособности населения. Сейчас у нас снижается трудоспособное население. Значит, этот фактор работает в минус. Поэтому мы можем достигать увеличения выпуска только увеличивая производительность.
Если мы поднимем программы правительства РФ за последние 5 – 7 лет, то четко увидим эту задачу. Но она не выполнялась даже на 50 %. Если в рамках наших стратегических планов мы фокусируемся на этой задаче, то нужно ее целенаправленно достигать: все время анализировать, почему не идет и предпринимать дополнительные меры.
Качество государственного управления здесь конечно является важным, но если говорить о росте экономики, то ЦСР ориентируется на совокупный показатель совокупного роста производительности. Важно, чтобы росла и производительность труда и производительность капитала. Чтобы инвестиции в целом становились более производительными.
В последние годы мы даже имели существенный рост инвестиций. Напомню, что в начале и середине нулевых у нас прирост инвестиций был до 20 % в год. А их производительность с каждым годом снижалась. Значит у нас был недостаточный масштаб внедрения новых технологий, новых бизнес-моделей. Но и среда, которая окружала предприятия, не была столь благоприятной.
Здесь коллеги правильно называли те важнейшие моменты, связанные с административными барьерами…. То, что мы говорим по таможню… Сегодня предприятия боятся выходить на мировые рынки. Для них это другой мир, космос… начать проходить все эти процедуры, а потом еще отчитываться. Сегодня это является важнейшим барьером.
Я назову еще одну проблему, которая может быть общей (для российской экономики – ФедералПресс). Это – слабое техническое развитие, технический прогресс. Мы очень много говорим об этом, у нас есть целые программы фонды поддержки развития инноваций. Но в конечном счете, несмотря на объем затрат в этом направлении со стороны государства, доля инновационной продукции растет минимальными темпами. По концепции долгосрочного развития, принятой в 2008-м году у нас доля инновационной продукции должна была вырасти до 40 %. При этом в 2007-м году этот показатель составлял 7 % , сейчас – 9 %.
Почему все наши усилия не принесли результат? Оказывается вся цепочка (производство высококвалифицированной рабочей силы в нужную структуру, соответствующие институты венчурного финансирования, предприятия, которые были бы заинтересованы в их использовании) не работает достаточным образом. Она работает точечно. Кому-то это удается. Но по настоящему навыков, умений и институтов, которые бы создали единую индустрию производства инноваций и внедрения у нас не создано.
У нас после распада Советского Союза не перезапустился процесс технологического развития в современном формате. И вот сейчас стратегия, которую пишет ЦСР, должна ответить на вопрос: «Как эту цепочку запустить». Иначе мы останемся страной отстающей в техническом развитии. Сейчас мы теряем позиции во многих отраслях и не можем выйти на те ниши, которые быстро развиваются.
Один из примеров этого – цифровая экономика. Цифровизация в ближайшие лет десять даст прирост во всех отраслях. Когда мы анализировали совокупную факторную производительность, то из всех факторов на российскую экономику подействуют самым серьезным образом в течение 10-15 лет – три приходятся на цифровизацию. В ней же мы отстаем от мира в десять раз. И поэтому правильно, что правительство страны ставит сегодня задачу по ее развитию. Это существенно повысит производительность труда».
Российский инвестиционный форум «Сочи-2017»