Новосибирская область отличается от других субъектов Сибирского федерального округа большей диверсификацией и меньшей энергоемкостью экономики. При отсутствии собственных традиционных энергоресурсов на первый план выходит вопрос о повышении энергоэффективности. Об этом размышляет ведущий научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Виктор Чурашев:
«В настоящее время Новосибирская область позиционируется как один из наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации с диверсифицированной структурой экономики и с ориентацией на инновационный путь развития. В отличие от многих других субъектов Сибирского федерального округа, в экономике Новосибирской области отсутствуют крупные энергоемкие производства. Уровень энергоемкости ВРП Новосибирской области в 1,7 раза ниже, чем среднем по России, и в три раза ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. В целом обеспечивается надежное энергоснабжение области, однако есть и ряд системных проблем, требующих повышения энергобезопасности и энергоэффективности.
Важнейшей особенностью топливного баланса Новосибирской области является практически полная зависимость от импорта энергоносителей. В структуре потребления различных видов топлива в регионе уголь составляет 57 %, природный газ – 23 % и нефтепродукты – порядка 19 %. Среди потребителей топливных ресурсов наибольшую часть занимают электрические станции – 44 % и котельные – 17 %; в структуре топливоиспользования которых на уголь приходится около 80 %. Такая структура потребления топлива в экономике и энергетике области сохраняется уже длительное время.
Исходя из экономических критериев режим работы Новосибирской энергосистемы при прохождении собственного максимума нагрузки таков, что целесообразно получение мощности из ЕЭС Казахстана и смежных энергосистем ОЭС Сибири.
Поскольку в Новосибирской области вся большая теплоэнергетика представлена только ТЭЦ, показатели ее энергоэффективности достаточно хороши. Так, коэффициент использования топлива (КИТ) находится на уровне 73 %, тогда как, например, в соседней Кемеровской области, где высока доля ГРЭС, КИТ на электростанциях не достигает 50 %. С другой стороны, на действующих станциях уже значительно исчерпаны возможности улучшения технико-экономических характеристик и от них сложно требовать заметного повышения показателей энергоэффективности (снижения удельного расхода топлива, повышения КПД и др.). Число часов использования ТЭЦ приблизилось к максимально возможному. Особую тревогу вызывает тот факт, что около 30 % мощности ТЭЦ полностью отработало свой ресурс, ее дальнейшая эксплуатация представляет угрозу энергобезопасности области.
Основная часть собственных генерирующих мощностей области расположена в Новосибирске, обладающем излишками энергии, откуда она передается на большие расстояния рассредоточенным потребителям. Так, западные районы Новосибирской области (более 80 % территории) получают около 95 % электроэнергии от Новосибирского энергоузла по протяженным электрическими сетям. Все это обусловливает высокие потери энергии.
Существующее состояние системы теплоснабжения города Новосибирска и других городов области с централизованным теплоснабжением, которое осуществляется от котельных, мало отличается от общей картины по России, сохраняя целый ряд нерешенных проблем: суммарные тепловые потери с учетом распределенных сетей в отдельных случаях доходят до 30 %, высокая степень износа основных фондов и недостаточный уровень капиталовложений в техническое перевооружение.
Сможет ли в перспективе регион обеспечить себе достаточно прогрессивный баланс производства и потребления топливно-энергетических ресурсов? В структуре производства топлива не ожидается заметного изменения. Совершенствование топливного баланса в районах, прилегающих к магистральным газопроводам, предполагается путем увеличения использования газа на энергоустановках, в первую очередь на котельных, промпредприятиях и в сельском хозяйстве.
Отсутствие собственных традиционных энергоресурсов и необходимость энергообеспечения локализованных потребителей, удаленных от централизованных энергомагистралей и магистральных газопроводов, создают предпосылки к развитию в Новосибирской области возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
По оценке экспертов, наиболее перспективным видом ВИЭ для области является торф (запасы – 2млрд. т, ежегодный прирост запасов – 20 млн. т.
Область обладает ресурсами по отходам сельскохозяйственного производства – до 5 млн. т соломы и отходами деревопереработки – до 2 млн куб. м дров на санитарных рубках ежегодно. Этот ресурс не использован в настоящее время и является потенциально привлекательным, поскольку обеспечивает повышение эффективности основного производства – сельского хозяйства и деревопереработки.
Область имеет развитую природоресурсную базу для использования геотермальной энергии в виде низкопотенциального тепло подземных вод с помощью тепловых насосов.
В области – индустриально развитом регионе – имеются значительные выбросы тепла в виде технологического горячего воздуха и воды, которые могут быть утилизированы с помощью абсорбционно бромисто-литиевых тепловых насосов.
Для 1,5 млн человек населения Новосибирска существенную экономию топлива может составлять использование твердых коммунальных, бытовых и промышленные отходов (ТБО), которые имеют большой энергетический эквивалент вследствие высокого содержания в них горючих составляющих.
Внедрение альтернативных возобновляемых источников энергии позволит повысить энергобезопасность Новосибирской области, уменьшив зависимость от внешних поставок энергоресурсов.
Выбор путей развития энергогенерации во многом зависит от того, как будет развиваться экономика области. В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. определены региональные кластеры, являющиеся генеральным направлением реализации конкурентных преимуществ и поддержки региональных точек роста.
Энергоемкость таких секторов экономики невысока, поэтому в Сценарных условиях, разработанных в Минэнерго в 2011 г., для Новосибирской области в период 2014–2020 гг. предполагался несущественный рост энергопотребления на перспективу (среднегодовой рост на уровне 1,93 %, что в 1,4 раза ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу), а Системный оператор Единой энергетической системы (это главный диспетчер российской энергосистемы) в прогнозе, сделанном в 2015 г., вообще в этом периоде не предполагает роста электропотребления для Новосибирской области.
Но после 2021 года в тех же Сценарных условиях предусматривается рост электропотребления в Новосибирской области на 4–6 млрд кВт.ч, что требует ввода новых мощностей. Если идти традиционным путем, то, как это записано в разработанных ранее прогнозных документах, необходимо строительство новой крупной ТЭЦ мощностью 800–900 МВт (как возможные варианты: ТЭЦ-6 на левом берегу Оби или ТЭЦ-7 на правом берегу Оби).
В связи с изменением условий развития экономики области при пониженных темпах прироста энергопотребления на первый план выходит вопрос об энергоэффективности, и перспективным направлением развития энергетики представляется строительство локальных мини теплоэлектроцентралей (мини-ТЭЦ) и реконструкция существующих котельных – перевод их на комбинированную выработку электрической и тепловой энергии.
Формирование высокотехнологичных кластеров, финансовых и телекоммуникационных центров предъявляет особые требования к качеству энергоснабжения. Скачок или сбой напряжения могут повлечь сегодня не просто остановку или порчу потребляющего устройства, но и потерю информации, восстановление которой иногда несравнимо сложнее ремонта оборудования. Мини-ТЭЦ могут быть перспективными для объектов, требующих повышенной надежности энергообеспечения, а также для рассредоточенных потребителей в случае нехватки пропускной способности существующих сетей, затрудняющей новое подключение. Распределенная генерация более гибко реагирует на спрос и на появление новых технологий.
Наконец, коммерчески привлекательной является быстрая окупаемость небольших энергетических установок – 2–2,5 года. Найти частного инвестора, который в современных условиях вложил бы огромные деньги в строительство крупных электростанций и затем ждал добрый десяток лет, когда окупятся его затраты, невозможно. Такие проекты, как правило, осуществляются при активной финансовой поддержке государства, что в настоящее время также нереально».