В 2015–2016 годах в Нижегородской области было заключено 21 концессионное соглашение в сфере ЖКХ. Однако, констатируют в региональном правительстве, районы пока не стремятся расставаться с управлением своим коммунальным имуществом. О проблемах, с которыми областные власти сталкиваются в развитии концессионных соглашений, рассказывает заместитель министра энергетики и ЖКХ Андрей Чертков:
«Старение систем водо- и теплоснабжения в среднем по области составляет 70 %, местами даже больше 80 %. Естественно, за этим идет большой процент аварийности особенно на магистралях. В Нижнем Новгороде на магистралях практически убрали аварийность, но в других городах и поселениях это остается проблемой номер один.
Один из выходов из данного состояния нашего хозяйства – это концессия, фактически форма государственно-частном партнерства, где идет привлечение частного бизнеса в коллективное управление государственной и муниципальной собственностью. Мы здесь видим концедента, то есть государство или муниципалитет, который дает право пользования своей собственности концессионеру, который по целевым показателям, согласованным с муниципалитетом, ведет процесс модернизации объекта концессии – котельных, сетей и т.п. Обязательное условие концессионного соглашения – осуществление концессионером инвестиций в строительство и реконструкцию существующего объекта с целью качественного улучшения его свойств в соответствии с его целевым использованием. Нельзя взять котельную и построить из нее жилой дом, как у нас иногда происходит.
Какие проблемы мы видим в развитии концессионных соглашений в Нижегородской области и столкнулись с этим в 2016 году. У муниципалитетов и ресурсоснабжающих организаций отсутствует необходимая компетенция для разработки концессионных соглашений. Реально у них нет людей, которые могут мало-мальски в этом что-то понимать. Министерство постоянно проводит семинары, но, если честно, редко встречаешь людей, у которых глаза горят по поводу заключения концессионных соглашений или хотя бы понимания того, как эти процессы происходят. Во многих поселениях отсутствует инвентаризация объектов ЖКХ, и на селекторах мы говорим муниципалитетам о постоянном документообороте по объектам ЖКХ и оформлению их в собственность муниципалитетов. Нормативная база концессионных соглашений огромна, основной закон по концессионным соглашениям № 115-ФЗ, честно говоря, меняется практически каждый квартал, и последние изменения (были) перед Новым годом, его редакция вышла измененной в части того, что теперь концессионное соглашение подписывает глава региона, губернатор. Теперь мы разработали форму тройственного соглашения. Перед нами это ставит дополнительные задачи и ответственность. А муниципалитеты очень странно к этому отнеслись: они подумали, что если глава региона подпись, значит, он несет ответственность за те риски, которые муниципалитет берет на себя, а самое главное, что они подумали, что за это им еще за это деньги дадут, хотя, честно говоря, никаких побуждений для этого с нашей стороны не было.
По динамике заключенных концессионных соглашений. В 2017 году уже два концессионных соглашений мы видим. В 2015 году всего лишь три, в 2016 году 18: Нижегородская областная коммунальная компания (НОКК) 13 концессионных соглашений, ПАО «Т Плюс» – одно, «Коммунальщик» – два и «Атриум-Инвест» – два. Самое обидное в этой картинке то, что предложений частных инициатив в конце года, в октябре– ноябре, было выдвинуто 34 всем муниципалитетам, и только 13 на это откликнулись. То есть нет желания районов расставаться с управлением имуществом, честно говоря, и перспектив-то никаких нет, и здесь сидят у разбитого корыта, опять же идет разговор: дайте денег».
Фото: expert.ru.