Член самарского регионального штаба ОНФ Вадим Нуждин рассказал «ФедералПресс» об основных проблемах системы госзаказа. Почему работы проводят не те, кто выиграл аукцион, как госкомпании стали расточительнее чиновников и в каких сферах больше всего нарушений при проведении торгов.
«Благодаря жесткой позиции общественности и усилиям федерального правительства в последние годы удалось навести порядок в сфере госзаказа. Исчезли самые наглые закупки. Например, в сентябре 2015 года правительство РФ ограничило покупки дорогих автомобилей, мебели, оргтехники и средств связи для чиновников, из-за общественного резонанса практически ушли закупки по корпоративам и чартерным перелетам.
Вмешательство ОНФ способствовало переменам, хотя работа в этом направлении еще далека от завершения. Заказчики и подрядчики начали осознавать, что любая их оплошность или попытка злоупотребления будет замечена.
Одной из самых серьезных угроз для российской системы госзаказа остаются картели, что подтверждают не только данные ОНФ, но и антимонопольной службы. После расследования самарских общественников в 80 регионах были проведены проверки, возбуждено более 50 антимонопольных дел по фактам картельного сговора.
Еще одна большая проблема – распределение крупных подрядов между аффилированными компаниями, появление так называемых «золотых подрядчиков», постоянно получающих заказы на астрономические суммы.
Чаще всего в таких случаях используется цепочка субподрядчиков из трех звеньев и более. В отдельных случаях вообще получается, что работы выполняют неквалифицированные работники, гастарбайтеры. От этого страдает качество работ. Фактически победитель «ни за что» может оставить себе 30 % стоимости заказа и полностью передать его субподрядчику.
Еще один параметр, который отслеживает ОНФ – покупка предметов роскоши. Органы власти умерили свои аппетиты, этому способствует соответствующие постановления правительства РФ и общественный резонанс, который возникает по каждому такому эпизоду. Но тяга к расточительству осталась у госкомпаний, которые ограничены в закупках дорогих автомобилей и прочего только собственными регламентами.
Основная масса нарушений связана со сферами строительства, ремонта дорог и здравоохранения. Именно в этих областях финансирование достаточно велико, чтобы вызвать интерес бизнеса.
Депутат Государственной думы, член центрального штаба ОНФ Антон Гетта, выступая на форуме «Госзаказ – за честные закупки» в 2017 году, рассказал: собрано более 500 страниц экспертных предложений по борьбе с нарушениями на госзакупках. Сейчас эти предложения обсуждают рабочие группы, экспертные советы – и в этом году начнется их воплощение в жизнь».