Top.Mail.Ru
Политика
Москва
1

«По итогам прямой линии вряд ли стоит ожидать вала губернаторских отставок»

Буквально несколько часов назад завершилась 15-я «Прямая линия» с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. На протяжении 3 часов 56 минут глава государства отвечал на вопросы граждан, которых с помощью sms-сообщений, звонков и социальных сетей, а также из зала поступило более 2,6 млн. Из них российский лидер ответил на 73. О том, какие выводы можно сделать по итогам общения с населением «ФедералПресс» рассказал политолог, член ученого совета НИУ ВШЭ, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти Леонид Поляков:

«Вывод первый, который напрашивается по итогам «Прямой линии» касается формата и ее необходимости.

Формат себя хорошо зарекомендовал себя в прежние годы и сегодня он вполне подтвердил свою нужность. Действительно, это встреча напрямую президента со страной, дающая возможность главе государства протестировать состояние страны, настроения людей и понять набор проблем, которые больше всего их волнуют. Здесь есть место и конкретным жалобам, и возможности президента принять участие в судьбе отдельных граждан, что было наглядно показано в случае с девушкой из города Апатиты. Также есть возможность обращаться и к типичным проблемам, когда не личный случай — например, проблема свалок в Балашихе, и предложить свои варианты решения того, что волнует большое количество людей. В-общем, это действительно тот вариант, при котором предстает страна в ее реальном состоянии в оценках тех, кто в ней живет. И для президента это крайне важно.

Конечно, глава государства живет в состоянии полной информированности о том, что происходит, за исключением одного компонента — как к этому относятся реальные люди, живущие в самых разных уголках нашей страны от Калининграда до Владивостока, до Камчатки. И вот эта возможность была напрямую использована в ходе «Прямой линии», и я думаю, это формат — такое ноу-хау, которое дает очень позитивный результат.

Второй вывод — готовность президента разговаривать с людьми абсолютно «по-чесноку». То есть не превращать все, с одной стороны в сплошные персональные жалобы и демонстрацию того, что сейчас с царского плеча пойдут какие-то подарки. С другой — не превращать это в некую демонстрацию оглушительных успехов — не скатываться к ситуации, когда все рапортуют о том, что все прекрасно, а в то же время люди понимают, что на самом деле это все большая «потемкинская деревни». Это очень важный момент, который превращает общение не только в возможность просто понять/познать страну и ее реальное состояние, но и продемонстрировать, что глава государства — это человек, который по сути дела находится по ту же сторону, живет теми же проблемами, их понимает, но только несет значительно более тяжелый груз ответственности и вынужден довольно часто прибегать к таким жестким собственным решениям по отношению к нижестоящим властям, посылая в прямом эфире губернаторов на места, откуда идут тревожные звонки.

Третий вывод — это оценка настроения самого президента, его осторожный оптимизм, с которого он начал эту «Прямую линию», когда зафиксировал, что мы действительно выходим из кризиса и экономика России начинает какое-то позитивное движение, и, по-моему, последний вопрос, которым он закончил: «Будет ли все хорошо?». Он послал позитивный сигнал и уверенность в том, что все будет хорошо. Мне кажется, настроение президента, несмотря на все проблемы, которые в течение «Прямой линии» обсуждались, должно передаваться в том числе и гражданам России, ведь очень важно, в каком состоянии находится высшая власть, верит ли она в то, что проблемы будут решены, верит ли Путин, что получится действительно прогрессивное позитивное движение. И это было показано, продемонстрировано. Я думаю, для многих это хороший сигнал.

При этом как всегда дипломатичным был ответ насчет того, будет ли еще одна «Прямая линия». Путин ответил, что если будет — то «Прямая» и, мне кажется, президент сознательно избегает того, чтобы концентрировать внимание людей на выборах 2018 года, хотя по косвенным признакам ни у кого не должно быть сомнений относительно перспектив Владимира Путина в качестве самого убедительного кандидата. На мой взгляд, он и сам это прекрасно понимает. И все остальные тоже понимают, что на данный момент в России никого другого, кроме Владимира Путина, на этом посту представить невозможно. Поэтому, на мой взгляд, Путин исходил именно из этой предпосылки. При этом совершенно справедливо и своевременно глава государства напомнил еще раз: «Решать все будут избиратели».

То, что уклон был сделан в этот раз на внутреннюю политику, очевидно даже исходя из пропорции вопросов и сюжетов. Соотношение внешнеполитических тем с внутриполитическими и экономическими было в пропорции 1 к 5 как минимум. Это мое ощущение. Внешнеполитическая повестка затрагивалась в связи с отношениями с Соединенными штатами, с украинской поэтической историей насчет Лермонтова, ну и вопрос по Сирии — вот все, что было. Правда, американский сюжет был достаточно хорошо проработан, еще [журналист, бизнесмен, политик] Константин Ремчуков задавал вопрос на эту тему. Действительно, все, что внутри России, сегодня было значительно интереснее, важнее и президенту, и российским гражданам. Это очень важный момент. Потому что довольно часто деланное беспокойство о том, что происходит за рубежом, используется для того, чтобы отвлечь внимание от внутренних проблем. Вот сегодня этого абсолютно не было и это действительно, мне кажется, свидетельствует о том, насколько правильный и честный данный формат, в котором практически не было фальши. По крайней мере, я не заметил ни одной фальшивой ноты, которая свидетельствовала о том, что это показное шоу, преследующее не те цели, о которых я говорил раньше.

Насчет губернаторских отставок есть рискованная ситуация в тех местах, где президент, помимо прямого обращения к главам регионов, также просил вмешаться Генеральную прокуратуру. И я думаю, в этом случае у руководителей субъектов есть основание задуматься о том, что в скором времени им придется покинуть пост. В целом же, по итогам «линии» у меня не сложилось ощущения, что мы на пороге вала отставок.

Подводя итог «Прямой линии», могу сказать, что мои ожидания оправдались. Повторюсь, формат устоявшийся, ничего принципиально нового ожидать здесь было невозможно. Это как раз тот случай, когда задача не в том, чтобы что-нибудь придумать, поскольку это не ток-шоу для поиска каких-то новых формаций. Задача в том, чтобы «линия» была честной, откровенной, содержательной, и в этом отношении она меня вполне устроила».

Фото - Александр Натрускин, РИА Новости

Сюжет по этой теме
28 июня 2017, 15:15

Прямая линия с Путиным

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Сюжет по теме:
Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.