Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

«В будущем году ОПЕК будет действовать предельно осмотрительно и осторожно»

Иван Карякин, инвестиционный аналитик Global Fx рассказал ФедералПресс о перспективах развития нефтяного рынка в будущем году:

«Любой прогноз с временным горизонтом на год дело трудное, тем более на такой глобальный ресурс как нефть. Аналитик не оракул и не может дать точные предсказания. Но некоторые закономерности, условия изменения и факторы влияния мы определить можем.

У нас есть прошлое – изменение цен на нефть в уходящем году, и правильная оценка причин колебаний котировок - ключ к реалистичному прогнозу на будущее. Колебания нефти в течении 2017 года составили 25-37%. До октября максимум года приходился на январь, через месяц после заключения соглашения об ограничении квот на добычу между 14 странами- членами ОПЕК и 10 присоединившимися странами не – ОПЕК. К середине лета цена упала почти на 25%, как оказалось, показав годовой минимум. В начале ноября котировки переписали годовой максимум поднявшись от минимумов на 37%.

Какую роль сыграло в этих колебаниях соглашение ОПЕК+? Очевидно, что небольшую. Сразу после заключения Соглашения цены выросли, а затем полгода падали. Страны, заключившие Соглашение, создали Комитет по мониторингу выполнения Соглашения среди министров и Совместный технический комитет для оперативного контроля за ситуацией. По данным этих комитетов в начале года (при относительно высоких ценах) страны участники соблюдали условия соглашения на 80-90%. Причём страны ОПЕК соблюдали почти на 100%, а страны не – ОПЕК, от 60 до 80 %. К середине года, при снижении цен, процент выполнения упал ниже 78%. Причем опять, максимальное отклонение демонстрировали станы, не входящие в ОПЕК, в среднем около 65%. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой не Соглашение влияло на цены, а цены на Соглашение.

Это вскрыло реальную слабость договоренностей. При высоких ценах легче соблюдать квоты, а при низких, добывающие страны начинают увеличивать добычу вопреки договорённостям, пытаясь сохранить доходы и рынки сбыта. Можно предположить, что упади цены на нефть в середине года ещё ниже, борьба за рынки сбыта развалила бы Соглашение ОПЕК+. Возможно понимание этого заставило главных участников – Россию и Саудовскую Аравию принять меры. Встреча руководителей России и Саудовской Аравии в начале октября в Москве продемонстрировала всему миру решимость во взаимодействии по урегулированию ситуации на нефтяном рынке и не только. На долю этих двух стран приходится около 25% мировой добычи и примерно столько же экспорта нефти. Саудовская Аравия – многолетний стратегический партнер США на Ближнем Востоке, практически вступила в тесные отношения с Россией, и не только на нефтяном рынке. Были заключены соглашения и в других областях, в том числе и военной. Такое тесное взаимодействие говорит, что страны не ограничатся соглашением ОПЕК+, а будут развивать отношения и дальше. Эта встреча дала нефтяному рынку много позитива и цены продолжили рост.

И всё же Соглашение ОПЕК+ и взаимодействие России и Саудовской Аравии, как и многочисленные вербальные интервенции Генерального секретаря ОПЕК Мохаммеда Баркиндо, о скорой балансировке рынка нефти, оказывали больше психологическое влияние, поддерживая позитивный новостной фон. Оказать существенное влияние на соотношение спроса и предложения это не могло. Курс доллара к основным валютам, как фактор изменения цен на нефть, мы рассматривать не будем, так как в уходящем году никакой корреляции с нефтяными фьючерсами не было. Доллар весь год падал и только в сентябре начал крепнуть на ожидании повышения ставки Федрезерва в декабре.

Как большинство сырьевых товаров, нефть зависит прежде всего от спроса. Превышение спроса над доступными запасами двигает вверх цены и затем к объёму спроса адаптируются производители. Обвал цен с середины 2014 года, в значительной степени был связан с рецессией в Китае - главным импортером нефти в мире. Индекс производственной активности PMI Caixin указывал на сокращение активности (ниже 50 пунктов) в 18 из 19 месяцев за период с декабря 2014 по июнь 2016 гг.

В росте или падении производственной активности, и соответствующих изменениях национальных и глобального ВВП главная причина изменения спроса на нефть и соответственно цен. В США первоначальный вариант темпов роста за I квартал был 0,7%, а окончательный 1,4%. За второй квартал первоначальный вариант 2,4%, окончательный вариант 3,1%. В третьем квартале первоначальные цифры – 3% роста, посмотрим, что будет в окончательном варианте, но увеличение темпов уже факт. Прогноз МВФ по ВВП Китая на 2017 год, после 6,7% роста в 2016 г., был 6,2% в начале года, в апреле он увеличился до 6,6%, и в октябре до 6,8%. Реальные цифры несколько отличались, но фактом остаётся отражение и в прогнозах, и в отчетности повышение показателя к концу года. Также и прогноз от МВФ по мировому ВВП был изменён во второй половине года в сторону повышения с 3,4% до 3,5%.

Учитывая, что прогноз по экономическому росту, как в отдельных странах, так и в мире в целом указывает на повышение темпов в 2018 году, то снижение цен на нефть, скорее всего не будет основным трендом наступающего года. Но в чём тогда основные риски снижения нефтяных котировок? Один из главных – это увеличение предложения со стороны американских сланцевых месторождений. В последние месяцы замедление добычи в Америке поддерживало цены. На прошлой неделе число активных буровых установок достигло 737 единиц, снизившись с пиковых значений этого года на уровне 768 единиц. Это не сильное сокращение, да и эффект от этой тенденции не будет чувствоваться в ближайшие полгода. И тем не менее недавний скачок цен подтолкнет американских бурильщиков к наращиванию активности, особенно учитывая тот факт, что многие компании могут прекрасно себя чувствовать и при $50. Америка занимает независимую позицию в вопросе объемов экспорта нефти и не пойдет на сотрудничество с ОПЕК в деле ограничения добычи. Сейчас WTI торгуется гораздо выше отметки $50, и на этом фоне вполне можно ожидать подъема бурильной активности в США.

На стороне повышательной тенденции в нефтяных ценах, кроме экономического, роста падение запасов нефти и бензина. Оно наблюдается не только в США. Коммерческие запасы демонстрируют нисходящую динамику в течение всего года и в странах ОПЕК, причём как в абсолютном выражении, так и по числу «дней поставок». Благодаря этой тенденции, коммерческие запасы в странах ОЭСР приблизились к средним уровням 2012-2016 гг. Такая динамика предложения играет в пользу роста нефтяных цен. Эту цель в основном и преследовали участники соглашения ОПЕК+. И косвенным подтверждением этого факта стало заявление министра энергетики РФ о том, что страны ОПЕК+ обсуждают плавный выход из сделки. Впервые была озвучена мысль о том, как сворачивать сделку, не провоцируя излишнего давления на рынок.

Итак, в наступающем году нас ждет повышение темпов глобального экономического роста. ОПЕК будет действовать предельно осмотрительно и осторожно. Мировые запасы нефти и нефтепродуктов будут сбалансированы. И если мир обойдется без геополитических катаклизмов, то можно предположить, что максимальный диапазон изменения цен на сорт BRENT $53-68/баррель. Но скорее всего из-за возможного увеличения предложения сланцевой нефти с месторождений в США, повышательная тенденция будет ограничена, и мы увидим более узкий коридор $54-67/баррель и по сорту WTI $52-62/баррель».

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.