Top.Mail.Ru
Политика
Свердловская область
0

«Для муниципальной стратегии нужно объединение усилий»

Реформа местного самоуправления, начатая еще в середине «нулевых», продолжает приносить свои плоды. И постепенно добирается до тех городов, где удавалось долго время сохранять прежние муниципальные привилегии. Но всему рано или поздно приходит конец. Вот и, например, в Екатеринбурге, как ожидается, идет последний срок всенародно избранного мэра. Далее «двуглавая» система будет ликвидирована, останется только сити-менеджер. Впрочем, вопрос не только в этом. Вопрос в том, если в таком случае искать собственную стратегию? На тему, что делать муниципалитетам в новых политико-административных реалиях поразмышлял член Совета Федерации и экс-глава столицы Урала Аркадий Чернецкий:

«Сегодня муниципалитет не может самостоятельно разработать комплексную стратегию . Что такое местное самоуправление? Это самостоятельное принятие под собственную ответственность. Сегодня абсолютное большинство муниципалитетов принимать самостоятельные решения не может в силу законодательных и финансово-экономических ограничений. Поэтому стратегия для любого муниципалитета нужна. Но вопрос в том, кто эту стратегию будет делать. Когда мы делали стратегию развития Екатеринбурга, это был полностью наш документ. Мы его согласовывали с областными и федеральными программами, но эта была наша инициатива. Мы для себя ставили цели и задачи, мы определили собственную миссию, мы для себя намечали рубежи и те критерии, по которым будем оценить успех стратегии. Но сегодня сам по себе муниципалитет, даже крупный, такую самостоятельную политику реально проводить не в состоянии. Здесь нужно более активное вмешательство в эти процессы региональной власти, нужны координированные усилия и муниципалов, и регионалов с точки зрения постановки задач, с точки зрения стыковки тех программ, которые идут сверху – федеральных или региональных – с теми программами, которые делает муниципалитет в рамках оставшейся компетенции.

За последние годы значительно сократились доходные источники для муниципалитетов. Раньше он имел имущество, сегодня не имеет. Раньше имел функцию обеспечения услугами здравоохранения и социальной защиты, сегодня он это не имеет. Во многих муниципалитетах нет функции реального распоряжения землей. Нет функции реального распоряжения землей. Из-за отсутствия соответствующей налоговой базы нет возможности обеспечивать преференции инвесторам и тем самым приглашать их на территории. Например, среднему бизнесу уже нет никакого резона взаимодействовать с муниципальными властями. Они не видят тех вопросов, где возможно взаимодействие с муниципалитетами.

Кроме того, нужно добавить, что 131-й закон о местном самоуправлении, по которому сейчас живет наша страна, морально устарел, он нуждается в серьезной переработке. Может быть, пора менять организационные основы местного самоуправления. Тот поселенческий принцип, на котором он был основан, на сегодня дает слишком много издержек и слишком мало результатов. Необходимо ввести дополнительный уровень местного самоуправления, который условно будет называться «городская агломерация» с совершенно иным комплексом полномочий, совершенно иными источниками доходов, с перераспределением части полномочий от субъекта к федерации на эту «городскую агломерацию».

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.